Не переезд, так перенос
В Алматы прошли повторные общественные слушания по реконструкции аэропорта Алматы. С определенной долей вероятности уже можно утверждать: проекту быть.
Прошедшие в конце декабря прошлого года общественные слушания по этой же теме, как известно, были признаны несостоявшимися из-за нарушения регламента (см. “Памятник может переехать”, “Время” от 6.1.2021 г.). На этот раз организаторы подошли к вопросу более ответственно - председателем слушаний был выбран первый заместитель акима города Ерлан КОЖАГАПАНОВ.
Здание международного терминала аэропорта его нынешние владельцы (консорциум в лице турецкого холдинга TAV Airports и российско-казахстанской компании VPE Capital), напомним, планируют отдать под внутренние рейсы, а для обслуживания международных рейсов построить рядом - на месте существующего VIP-терминала.
При этом здание VIP-терминала, построенное в 1936 году и входящее в список памятников истории и культуры местного значения, будет перенесено на новое место и отведено для обслуживания президентской и бизнес-авиации. Разрешение на это еще в прошлом году дал акимат Алматы, после чего были рассмотрены три разные локации для переноса. В итоге, по словам Кожагапанова, была выбрана площадка на территории аэропорта, где сейчас базируются частные самолеты.
Переносить памятник истории и культуры предлагается не целиком (как в советское время в Москве перевезли по железной дороге одно историческое здание), а по частям: после того как будут возведены конструкции нового терминала, демонтировать старое здание и перенести его основные элементы, среди которых - часть фасада и смотровая башня. Если проект пройдет все согласования, работы по передислокации VIP-терминала
обещают начать в июне этого года и закончить через 18 месяцев, то есть в конце 2022-го. Нынешним летом планируется приступить и к строительству нового международного терминала, а завершить через 30 месяцев.
- Надзор и мониторинг переноса будут осуществлены как местными специалистами по культурному наследию, так и международными, а также органами власти, - сказал архитектор компании TAV Construction Алим АХМЕДОВ.
- Когда мы говорим о памятнике, речь идет не только о нем самом, - отметил в свою очередь представитель РГП “Казреставрация” Садвакас АГИТАЕВ. - Речь идет о градостроительном окружении, о контексте, о доминантной роли памятника. Эти вещи на сегодняшний день уже потеряны полностью. Девятиэтажное здание (расположено поблизости. - М. А.) и здание аэропорта давят на этот памятник, свою доминантную роль объект потерял. Сомнений это ни у кого не вызывает. А перенос как вариант сохранения памятника имеет законодательную основу. И мы этим правом пользуемся. Никто не собирается исключать объект из списка памятников, он там останется и в лучших условиях будет сохранен.
Ряд участников слушаний высказались в поддержку представленного проекта.
Но в то же время многие собравшиеся, в основном архитекторы и общественные активисты, высказались категорически против переноса исторического здания, поскольку демонтаж и воссоздание его на новом месте, да еще не полностью, означают полное уничтожение памятника.
- Сейчас речь не может вестись о вариантах и технологиях переноса, - считает архитектор Петр СМИРНОВ. - Принципиально недопустима сама постановка вопроса о переносе. Здание должно остаться на своем историческом месте.
А представительница общественного объединения “Защитим Алматы” Асель ЕСЕНТУГЕЛОВА заявила, что и эти слушания могут быть признаны нелегитимными, поскольку, по ее мнению, есть нарушения с юридической стороны:
- А именно ввиду отсутствия приложенных к документам проекта ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду. - М. А.), актов на право частной собственности или на право временного землепользования. Я так поняла, что многие из проектных частей будут находиться на арендованной земле, которая непонятно кому сейчас принадлежит. Я считаю, непредоставление таких юридически значимых документов, как правоустанавливающие документы на земельные участки, является существенным нарушением.
- На момент получения технических условий, запроса архитектурно-планировочного задания эти все документы проверяются госорганами, - ответил проектировщик Арман АХМЕТОВ. - Нам бы никто не дал техусловия и АПЗ, если бы что-то было не в порядке. Я вообще не понимаю, в чем проблема.
- Проблем нет, просто предоставьте их вовремя, - парировала активистка. - Это то же самое, как если бы вы сдавали документы на визу, в перечне документов был бы указан паспорт, а вы бы пришли с удостоверением личности. Конечно, вам бы отказали.
В итоге предложение Есентугеловой так и повисло в воздухе. Спорить дальше участники длившихся почти четыре часа слушаний, видимо, были уже не в состоянии, и, завершая их, руководитель управления зеленой экономики Алматы Наталья ЛИВИНСКАЯ дала понять, что считает обсуждение состоявшимся. Протокол слушаний должен быть размещен на сайте управления в течение семи рабочих дней.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы