1958

Повторяя форму гор

Общественный совет представил альтернативный проект реконструкции международного аэропорта Алматы.

Повторяя форму гор

Напомним, новый владелец алматинской воздушной гавани, турецкий холдинг TAV, намерен перенести старое здание аэропорта 1936 года, входящее в список памятников истории и культуры местного значения. Вместо него планируется построить новый международный терминал, а существующий использовать для внутренних рейсов. Что до памятника, то его предлагают разобрать и снова собрать на новом месте, превратив в терминал для обслуживания президентской и бизнес-авиации (см. “Памятник может переехать”, “Не переезд, так перенос”, “Время” от 6.1 и 20.2.2021 г.).

Проект, презентованный в конце прошлого года, далеко не всем пришелся по вкусу. В итоге член общественного совета Алматы, архитектор Айдын АКБАЙ разработал альтернативную концепцию реконструкции аэро­порта, которая отражает местную специфику, а главное, позволяет сохранить в первозданном виде памятник истории и культуры. 

Он предлагает построить прямо за старым зданием новый терминал с крышей, повторяющей форму возвышающихся над городом пиков Заилийского Алатау. Здания будут соединены в одно целое, при этом памятнику отводится роль входной группы, визит-центра и музея.

Площадь перед зданиями, где сейчас расположена стоянка для автомобилей, архитектор мечтает превратить в настоящий парк с деревьями, клумбами и фонтанами. Озеленить Айдын Акбай предлагает и внутреннее пространство нового терминала, а также подчеркнуть статус города-сада с помощью несущих конструкций в форме деревьев.

Еще одна интересная задумка архитектора - разноцветное освещение в центральной части здания: вкрапления цветного стекла, повторяющие узоры среднеазиатских шелков, должны напомнить о Великом шелковом пути и названии гор (Алатау переводится казахского как “пестрые горы”).

- Мы хотим вернуть аэровокзальному комплексу историческую преемственность, - сказал Айдын Акбай на презентации концепции. - Для этого мы применили вертикальные элементы фасада и фаску кровли, которые повторяют элементы здания аэровокзала, построенного в 1970-х годах. Тем самым мы отдаем дань уже утраченной прекрасной модернистской архитектуре, к нашему сожалению, сгоревшей при странных обстоятельствах в 1999 году.

Что касается стоимости реконструкции, то назвать ее сейчас весьма сложно, это пока всего лишь концепция. Если она будет одобрена, то архитектор возьмется за разработку конкретного проекта, и тогда уже будет видно, что к чему.

- Но самое главное, что мы исключаем затраты по демонтажу и новому строительству исторического памятника, - подчеркнул Айдын Акбай. - Строительство очень непростое, с сохранением элементов здания. Это гораздо дороже, чем строительство нового здания.

Как сообщил член общественного совета Марат ШИБУТОВ, после презентации концепция будет направлена акиму Алматы Бакытжану САГИНТАЕВУ, а также в администрацию президента. Общественники надеются, что власти и новые владельцы аэро­порта возьмут на вооружение если не всю концепцию, то хотя бы отдельные идеи, которые позволят сохранить уникальное здание, являющееся одним из символов города.

Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайта newtimes.kz, эскиз с презентации Айдына АКБАЯ, Алматы

Поделиться
Класснуть