Повторяя форму гор
Общественный совет представил альтернативный проект реконструкции международного аэропорта Алматы.
Напомним, новый владелец алматинской воздушной гавани, турецкий холдинг TAV, намерен перенести старое здание аэропорта 1936 года, входящее в список памятников истории и культуры местного значения. Вместо него планируется построить новый международный терминал, а существующий использовать для внутренних рейсов. Что до памятника, то его предлагают разобрать и снова собрать на новом месте, превратив в терминал для обслуживания президентской и бизнес-авиации (см. “Памятник может переехать”, “Не переезд, так перенос”, “Время” от 6.1 и 20.2.2021 г.).
Проект, презентованный в конце прошлого года, далеко не всем пришелся по вкусу. В итоге член общественного совета Алматы, архитектор Айдын АКБАЙ разработал альтернативную концепцию реконструкции аэропорта, которая отражает местную специфику, а главное, позволяет сохранить в первозданном виде памятник истории и культуры.
Он предлагает построить прямо за старым зданием новый терминал с крышей, повторяющей форму возвышающихся над городом пиков Заилийского Алатау. Здания будут соединены в одно целое, при этом памятнику отводится роль входной группы, визит-центра и музея.
Площадь перед зданиями, где сейчас расположена стоянка для автомобилей, архитектор мечтает превратить в настоящий парк с деревьями, клумбами и фонтанами. Озеленить Айдын Акбай предлагает и внутреннее пространство нового терминала, а также подчеркнуть статус города-сада с помощью несущих конструкций в форме деревьев.
Еще одна интересная задумка архитектора - разноцветное освещение в центральной части здания: вкрапления цветного стекла, повторяющие узоры среднеазиатских шелков, должны напомнить о Великом шелковом пути и названии гор (Алатау переводится казахского как “пестрые горы”).
- Мы хотим вернуть аэровокзальному комплексу историческую преемственность, - сказал Айдын Акбай на презентации концепции. - Для этого мы применили вертикальные элементы фасада и фаску кровли, которые повторяют элементы здания аэровокзала, построенного в 1970-х годах. Тем самым мы отдаем дань уже утраченной прекрасной модернистской архитектуре, к нашему сожалению, сгоревшей при странных обстоятельствах в 1999 году.
Что касается стоимости реконструкции, то назвать ее сейчас весьма сложно, это пока всего лишь концепция. Если она будет одобрена, то архитектор возьмется за разработку конкретного проекта, и тогда уже будет видно, что к чему.
- Но самое главное, что мы исключаем затраты по демонтажу и новому строительству исторического памятника, - подчеркнул Айдын Акбай. - Строительство очень непростое, с сохранением элементов здания. Это гораздо дороже, чем строительство нового здания.
Как сообщил член общественного совета Марат ШИБУТОВ, после презентации концепция будет направлена акиму Алматы Бакытжану САГИНТАЕВУ, а также в администрацию президента. Общественники надеются, что власти и новые владельцы аэропорта возьмут на вооружение если не всю концепцию, то хотя бы отдельные идеи, которые позволят сохранить уникальное здание, являющееся одним из символов города.
Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайта newtimes.kz, эскиз с презентации Айдына АКБАЯ, Алматы