5059

Памятник может переехать

Старое здание алматинского аэропорта хотят перенести в другое место. Но пока не знают, как это сделать

Памятник может переехать

В Алматы в онлайн-режиме прошли общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду реконструкции городской (но в то же время и международной) аэрогавани. Правда, статус слушаний вызывает сомнения.

Алматинский аэропорт в этом году, напомним, выкупил консорциум в лице турецкого холдинга TAV Airports и российско-казахстанской компании VPE Capital, который намерен сделать из него крупный транспортный хаб на пути между Европой и Азией.

В планах у нынешних владельцев порта – строительство нового международного терминала, который они хотят расположить западнее существующего, то есть на месте старого здания аэропорта, в настоящее время выступающего в роли VIP-терминала и являющегося ко всему прочему памятником истории и культуры (!).

Как сообщил в ходе общественных слушаний сотрудник компании-проектировщика «АстанаИнжПроект» Арман АХМЕТОВ, новое трехэтажное здание площадью более 55 тысяч кв м примет на себя международные перевозки и грузоперевозки, там же расположатся VIP- и CIP-терминалы. А действующий терминал, построенный вместо сгоревшего два десятка лет назад, планируется отдать под внутренние рейсы.

Проект также предусматривает строительство новой эстакады и центральной инженерной установки, которая будет обеспечивать здание водой, теплом, электричеством. Кроме того, на территории аэропорта будет оборудована парковка на 348 автомобилей.

Еще один этап реконструкции связан с расширением перронной части будущего международного терминала и обновлением покрытия взлетно-посадочных полос.

Между тем участников общественных слушаний больше всего интересовала судьба старого здания аэропорта 1936 года постройки (архитекторы Г.ЕЛЬКИН и Б.ЗАВАРЗИН), входящего в список памятников истории и культуры Алматы местного значения.

По словам представительницы «АстанаИнжПроект» Гульнар ЕСПЕНБЕКОВОЙ, его планируется перенести на некоторое расстояние на юго-восток от существующего международного терминала и отвести под президентскую и бизнес-авиацию. Правда, четкого понимания того, как это сделать, у проектировщиков пока нет.

– Сейчас этот вопрос на стадии обсуждения, - сказала Еспенбекова. – Обсуждается, каким образом осуществить перенос в соответствии с рекомендациями таких организаций, как «Казреставрация». Но облик будет полностью идентичный.

- Идентичный облик - это означает новодел? – спросила архитектор Жанна СПУНЕР. – То есть историческую ценность здание потеряет?

- Нами получено архитектурно-планировочное задание на перенос данного сооружения – существующего VIP-терминала, который является исторической ценностью, - вмешался директор по проектированию «АстанаИнжПроект» Никита БОГОВИЧ. –Рабочий проект будет разрабатываться в соответствии с рекомендациями компании «Казреставрация» либо аналогичной компании, имеющей для этого необходимые разрешения. Мы не делаем новодел, нам будут предоставлены данные, как необходимо демонтировать существующее здание, чтобы не повредить его, и, соответственно, воспроизвести его на новом участке.

Что касается оценки воздействия на окружающую среду, то организаторы общественных слушаний в основном сделали упор на зеленые насаждения, которые будут вырублены при реконструкции аэропорта. По данным эколога-проектировщика Эльмиры НАСЫРБАЕВОЙ, проект предполагает снос 202 здоровых деревьев, семи кустов и 10 погонных метров живой изгороди. Под санитарную вырубку пойдут 28 деревьев, под санитарную обрезку – одно дерево. Планируется также пересадить 111 деревьев, три куста и газон. Компенсационные посадки составят 2300 деревьев и 70 кустов.

Выслушав пояснения эколога, алматинец Серикжан МАУЛЕТБАЙ поинтересовался, имеется ли у проектировщиков альтернативный проект, предусматривающий сохранение памятника и зеленых насаждений, как того требует закон. В ответ Богович заявил, что в законодательстве такого требования нет, заметив, что проект был одобрен главой государства. Активисты парировали, что закон не предусматривает одобрение президентом, а вот альтернативный проект все-таки нужен.

Участники обсуждения долго спорили с проектировщиками, пока активистка общественного объединения «Защитим Алматы» Асель ЕСЕНТУГЕЛОВА, подключившаяся к zoom-конференции чуть позже, не поинтересовалась, избирались ли в самом начале председатель и секретарь общественных слушаний, а также были ли установлены личности участников. Поскольку всего этого сделано не было, слушания, по ее словам, являются нелигитимными. Большинство активистку поддержали, в том числе представитель городского управления зеленой экономики.

- Кстати, заказчиками также не был предоставлен в управление зеленой экономики проект по лесопатологии, где указывается количество деревьев под вырубку, под сохранение, - сказал он. – Я согласен с мнением общественности: вы не полностью можете ответить на их вопросы.

На этом мероприятие завершилось. При этом отметки о том, что слушания признаны несостоявшимися, на сайте управления зеленой экономики пока нет.

Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайта caravan.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть