Молодежь рвется во власть? Или как Казахстан реагирует на мировые тренды.
Сегодня мы поговорим о мировом тренде на омоложении власти с полилогом Исламом Кураевым.
- Ислам, на днях Вы опубликовали пост в социальных сетях, где высказались в поддержку более активного представительства молодых людей в системе государственного управления, маслихатах, Парламенте. Чем была вызвана такая острая реакция?
- Спасибо, что следите за моими мыслями в социальных медиа. Начнем с того, что я сам еще молодой и с высоты своего возраста, будучи непосредственно погруженным в проблемы этой группы, могу судить об актуальности того что для нас важно, а что нет, и что мы можем, а что нет. На фоне предстоящего электорального цикла тема молодежи и ее места не только в системе исполнительной, но и представительной власти будет становиться еще больше предметом активного обсуждения. Сейчас дискуссии в основном сводятся к способности молодых людей принимать управленческие решения при отсутствии опыта, измеряемого в годовых измерениях.
- Да, кстати, камнем преткновения для многих является 29 лет? Эта и согласно официальной статистике предельная возрастная граница для молодежи.
- Да, вы правильно отметили, что камнем преткновения для многих является точка отсчета в 29 лет. Хотя, как я уже отмечал ранее, границы молодежного возраста в мире, с учетом тренда на увеличение срока продолжительности жизни человечества, гораздо шире. По стандартам ВОЗ он достигает 44 лет. Партия парламентского большинства Nur Otan, насколько я понял для себя ограничила молодежный возраст до 35 лет.
Напомню, что такую активность вызвало предложение Первого Президента Н.Назарбаева в формировании во время праймериза качественных предвыборных партийных списков, в том числе в местные представительные органы с помощью введения 20%-й квоты для молодежи решение Президента К.Токаева о формировании молодежного кадрового резерва в составе 300 человек.
- Ислам, скажите, пожалуйста, собственно говоря чем, на ваш взгляд, были продиктованы эти инициативы со стороны Президента Токаева и Лидера нации Нурсултана Назарбаева?
- Мне кажется, есть понимание ощущения социальной и политической усталости населения и прогрессивной общественности от созерцания «мастодонтов»-депутатов как на местном, так и на центральном уровнях. Среди населения высок запрос на представительство во власти молодых патриотов, амбициозных, креативно мыслящих управленцев и политиков. И высший политический истеблишмент это понимает.
Стоит отметить, что проблема участия молодёжи в выборах является сегодня одной из самых актуальных. Как показывает опыт прошедших президентских выборов, постэлекторальная активность, всплеск разного рода гражданских инициатив инициируемых молодыми людьми, именно эта возрастная группа людей в ближайшем будущем станет наиболее социально и политически активной частью населения. И переосмысление государственной молодежной политики в последние годы свидетельствует о том, что в высших эшелонах власти есть понимание нарастающих трендов, и данной проблеме придаются особое внимание и значение. Отсюда и исходят активные инициативы по созданию в Казахстане нового кадрового резерва из числа молодого поколения со стороны Главы Государства К.Токаева и инициатива Елбасы о необходимости большего молодежного представительства в маслихатах и Мажилисе.
- Вы думаете «старая гвардия» так просто будет сдавать свои позиции?
- Нет конечно! Что значит 20% против 80%. И потом есть вопросы преемственности, опыта, совместной работы во фракции и т.п. Главное очевидным становится то, что вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более значимыми на сегодняшний день для всех акторов партийно-политического поля. Другой вопрос насколько сегодня партии готовы мобилизоваться в этом отношении. Немаловажен и факт общественного восприятия процесса включенности молодого поколения в управление страной, если учесть что старая когорта управленцев на всех уровнях, как говорится «без боя» свои позиции не сдаст. И «рулады» в соцсетях о неспособности молодых представлять и защищать интересы своего электората, это только начало первого акта марлезонского балета под названием «есть порох еще в пороховницах».
Для выходцев эпохи «совка» и «подранков» перестройки подобного рода инициативы воспринимаются крайне неоднозначно. Однако только цифровизация уже запустила процесс смены поколений в элитах на смену представителям старого сырьевого капитала. Последние с трудом, вливаются в постиндустриальное информационное общество. Посмотрите, сколько депутатов сегодня имеет свои аккаунты в соссетях, а если имеют насколько они активны и насколько они реально отражают интересы населения избирательных округов или электората партий, которые они представляют? Омоложение это тренд уже не Будущего, а требование Настоящего.
- Чем обусловлен, по вашему мнению, социальный запрос на омоложение всех ветвей власти?
- Фактически, мы говорим о том, что на данный момент нам недостает новых идей и взглядов для развития государства. Социальным запросом общества становится необходимость омоложения не только рядов госслужащих, но и партийных рядов, их лидеров, представителей в маслихатах и парламенте. Институты власти должны быть представлены в большей мере молодым поколением, людей без груза прошлых эпох. Они должны быть носителями нового, прогрессивного рыночного сознания, технократического мышления и поведения.
Думаю, что спящие депутаты уже как минимум не актуальны, и они не должны быть в рядах парламентариев даже в ближайшем будущем. Веры у людей в то, что значительная часть политического и властного истеблишмента, будучи представителями, еще советской политической школы, устойчива к современным реалиям и способна генерировать новую социально-политическую повестку - все меньше.
- Вы замахиваетесь на «священную корову». На чем основана такая категоричность?
=Не буду голословным и подкреплю свои слова следующими цифрами, кстати, взятыми из источников находящихся в свободном доступе. Так, в 2016 году, то есть после проведения внеочередных выборов в Мажилис средний возраст депутата мажилиса VI созыва составил 55 лет. Для сравнения в той же Италии, где продолжительность жизни на прядок выше чем у нас, палата депутатов XVIII легислатуры является самой молодой за всю послевоенную историю Италии. Средний возраст избранных парламентариев составляет 44,33 года. По сравнению с XV легислатурой (2006-2008 годы) средний возраст депутатов снизился на 13,58 процента.
Продолжить. Самыми молодыми стали фракции «Ак жола» (средний возраст – 52 года) и «Nur Otan» (53 года). Самая возрастная – фракция КНПК (58 лет). Во фракции коммунистов и самый возрастной депутат мажилиса – почетный секретарь партии Владислав Косарев, ему 78 лет! Исходя из вышеизложенного, следует понимать, что к этим цифрам требуется прибавить еще + 4 года и средний возраст, и общая картина в целом поменяется.
Многие зададутся вопросом, зачем нам все это, ведь это не только у нас так происходит, но и во всех странах мира. Стоит огорчить данную категорию людей. Мировой тренд по омоложению начался давно. Инклюзиивность молодежи начала брать вверх над технологически отсталым поколением из прошлого. Так было всегда, ведь молодежь является двигателем прогресса. Тот же Александр Македонский, придумал введение боя при помощи удара конницей по флангам противника. Наполеон стал великим полководцем когда ему и 30 лет еще не было. Все помнят, рассказы про нерушимость Византийских стен Константинополя. Но 21 летний Султан Мехмед Фатих смог развеять этот миф, разработав крупнокалиберную пушку, а в последующем переноса кораблей через сушу.
- Вы хотите сказать, что только молодые могут творить историю, двигать прогресс? А как же тот же Махатма Ганди, Черчилль, Маргарет Тэтчер, Ататюрк и многие другие?
- Во многом согласен, что все перечисленное, это лишь яркие фрагменты истории человечества. Думаю, что примеры есть и современные, похожие по формату. Не будем говорить о президенте Украине Владимире Зеленском или президенте Франции Эммануэле Макроне. Можно взять менее яркие, но запоминающиеся случаи. Мы ведь понимаем, что Западные страны, как правило, являются двигателем во всех современных трендах и не только технологических, но, как оказалось, и политических.
Мы все придем к мнению, что стать Владимиром Зеленским, это удача и большие вложения, а вот становление Себастьяна Курца федеральным канцлером Австрии, не случайность. Он начал свой путь восхождения по ступеням политического олимпа благодаря квоте для молодежи в парламент. И проявив себя уже в 27 лет был назначен на должность министра иностранных дел. В то время австрийские СМИ даже подшучивали над ним, сможет ли он совмещать учебу с работой. Как показывает практика, теперь придется совмещать управление не одним министерством, а страной и поступать еще в докторантуру.
Швеция однозначно является одной из стран, задающих тренд на молодых политиков. Именно здесь был избран самый молодой в мире депутат парламента – Антон Абеле еще в далеком 2010 году он, будучи в 18-летнем возрасте, получил мандат после активной кампании против уличного насилия. В действующем составе шведского парламента самому молодому депутату – 22 года. Сегодня мы знаем с этой страны самую популярную личность из числа «зеленых» Грета Тунберг, которая смогла покорить миллионы людей и сегодня является общественно-политическим деятелем задающим тренде в сфере экологии.
В Британии для самого молодого депутата даже существует неофициальное звание – BabyoftheHouse. Сейчас это звание принадлежит Мэри Блэк, которая стала членом Палаты общин в 20 лет и считается самым молодым депутатом в истории британского парламента с 1667 года.
Думаю, таких примеров можно привести бесконечное число раз и показать, что весь мир движется вперед и Казахстан попусту не может оставаться на мировой обочине этого процесса.
- А что будет, если мы все таки решим остаться вне мировых трендов?
- Ничего хорошего. В противном случае мы рискуем получить проблему вакуума между поколениями, пропасти, которая заставит следующее поколение столкнуться с теми же проблемами, что и их предшественники. Наша политическая система, ее культура и особенности будут меняться лишь с заданными трендами. Если не дать голос молодым в Мажилисе или же в Маслихатах, чтобы они были услышанными, то они выйдут на площадь, соберут миллионы и все равно достучатся. Последствия как мы понимаем будут не утешительные.
Резюмируя, хочу сказать, что главное есть политическая воля со стороны высших эшелонов власти. Осталось хорошие инициативы воплотить в реальность, ведь открыв дорогу молодым, мы позволим государству прогрессировать и развиваться по-новому.
Ислам, спасибо большое, за столь обстоятельное и очень информативное интервью