5518

Закон и беспорядок

Как сотрудники Министерства образования, выявляя нарушения в частных вузах, сами попирают законодательство

Закон и беспорядок

В последние месяцы заметно обострилась ситуация в высшем образовании. МОН усиливает давление на вузы, проводя все больше проверок, и у самых злостных нарушителей отзывает лицензии. И это правильно - бороться с так называемыми мельницами, пачками печатающими дипломы, важно и нужно. Тем более что с высоких трибун звучат громкие слова о наведении порядка, а образование называют новой национальной идеей. Но кто именно и каким образом определяет, достоин вуз обучать молодых казахстанцев или должен быть закрыт? В этом разбирался корреспондент "Времени".

Зачистка слабых высших учебных заведений началась в Казахстане не вчера. Каждый год несколько вузов лишают лицензий за те или иные нарушения. Но в последние полтора-два года этот процесс вышел на невиданный уровень. В 2020-2021 годах специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) Нур-Султана и специализированный межрайонный административный суд столицы (СМАС) рассмотрели десятки исков от университетов и академий, привлеченных к ответственности чиновниками МОН.

Механизм действия госоргана всегда один: в вузы приезжают сотрудники комитета по обеспечению качества в сфере образования министерства, которые выявляют различные нарушения. Например, массовые прогулы занятий студентами - доказательство, что вуз не контролирует ситуацию, а создан лишь для того, чтобы торговать дипломами, или может быть обнаружено несоответствие документов у преподавателей. Например, они не прошли курсы повышения квалификации или не подтвердили свой зарубежный диплом.

После того как эти страшные правонарушения выявляются, вузы получают время на исправление ситуации, после чего в учебное заведение приезжает вторая проверка. Она находит те же самые огрехи и на этот раз наказывает организацию штрафом и приостанавливает лицензию на какое-то время. Самое главное, что это является основанием для третьей проверки, которая очень часто заканчивается отзывом лицензии.

Если внимательно изучить судебную практику по такого рода делам, то учебные заведения пытаются доказать Фемиде, что в большинстве случаев их наказывают дважды за одни и те же нарушения, что тоже является своего рода нарушением. Плюс ко всему чиновники МОН зачастую игнорируют истечение срока давности по административным проступкам. СМЭС и СМАС Нур-Султана, как нетрудно догадаться, аргументы вузов не принимают во внимание и оставляют в силе постановления комитета по обеспечению качества образования. Мы же помним, что бороться с мельницами по печатанию дипломов - наша общая задача.

Но самое удивительное то, что суды игнорируют и грубейшие нарушения в действиях чиновников. На сайте судебных актов я нашел несколько частных постановлений, направленных в Министерство образования. И в этих документах прямо сказано: процессуальные нормы Кодекса об административных правонарушениях грубо нарушены.

Как оказалось, сразу три частных постановления вынесены по искам одного из старейших университетов Шымкента "Мирас". Этот вуз тоже привлекли к административной ответственности по той же схеме. Оказалось, что в учебном заведение обнаружили одного (!) студента, редко посещавшего занятия. Не десяток, не сотню, а одного человека. При этом он успешно сдал экзамен, что, по мнению проверяющих, доказывает: "Мирас" по своей форме всего лишь принтер для печати дипломов.

Еще в "Мирасе" нашли кандидата юридических наук, преподающего риторику на факультете "Право". По версии чиновников, ораторское искусство будущим адвокатам, прокурорам и судьям должен читать филолог. А это еще один минус. Наконец, у университета есть преподаватель, почему-то не подтвердивший свой диплом, - это тоже штраф. Вуз попытался оспорить постановления госоргана, поэтому отправился в суд. И вот тут началось самое интересное.

Сразу трое судей выявили грубейшие нарушения законодательства в действиях проверяющих. Судьи Акерке БЕКТУРГАНОВА, Асия ДОЩАНОВА и Эльвира ИЩАНОВА из специализированного межрайонного административного суда вынесли частные постановления в адрес руководства Минобра, указывая в этих документах, что чиновники сами попирают законодательство. Вот прямая цитата из одного постановления:"Изучением обжалуемого постановления комитета установлено, что оно вынесено заместителем председателя комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан Абдыкарим М.


При этом в ходе судебного разбирательства представителями уполномоченного органа подтверждено, что административное дело рассмотрено специалистом комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан САПАРБЕКОВОЙ Э. К., которой была оглашена суть рассматриваемого дела, разрешены заявленные представителем учреждения ходатайства, оглашено постановление о наложении взыскания. В свою очередь заместитель председателя Абдыкарим М. С. присутствовала при рассмотрении дела. Таким образом, административное дело в отношении учреждения по части 1 статьи 464 КоАП рассмотрено неуполномоченным на то лицом".

Аналогичная ситуация и с другими "частниками": суд подтвердил, что учебное заведение привлечено к ответственности человеком, не имевшим на это никакого права! Три одинаковых постановления, и в каждом указано, что фактически вуз проверяла и наказывала госпожа Сапарбекова, а ее коллега, сидевшая рядом, просто пришла, чтобы подписать бумаги. И вот теперь суд требует, чтобы МОН разобрался с этими вопросами.

Выходит, что чиновники от образования занимаются служебным подлогом. То есть наведение порядка в сфере образования сопровождается грубейшими нарушениями со стороны тех, кто этот самый порядок наводит.

Чтобы было понятно, как это работает, представьте, что ветеринары начнут делать сложные кардиохирургические операции людям. Или спасатели перестанут тушить пожары, а возьмут радары и станут ловить лихачей на дорогах. Музыкантам можно поручить управление самолетами, а летчиков отправить разделывать туши животных на мясокомбинат. Главное, чтобы рядом находился человек, готовый поставить свою подпись под актом выполненных работ.

Именно так и случилось с университетом "Мирас". Все выявленные нарушения оформлены той самой Сапарбековой, не уполномоченной на эти действия, а Абдыкарим послушно все подписала.

И вы спросите: а что же решил суд, он ведь должен был отменить эти незаконные постановления? Именно так и поступили судьи Бектурганова, Дощанова и Ищанова, после чего вынесли новые постановления, узаконив незаконные действия чиновников МОН!

Вы понимаете, что происходит? Если доказательства вины в уголовных делах собраны с нарушениями, то их признают недопустимыми. То же самое касается и, например, неверно оформленного протокола сотрудниками полиции. На этих основаниях оправдывают и освобождают от наказания. Но Бектурганова, Дощанова и Ищанова считают, что грубейшие процессуальные нарушения не являются основаниями для признания действий чиновников незаконными.

Быть может, просто при проверке "Мираса" дамы из МОН что-то напутали и это всего лишь исключение? Но в той же базе судебных актов есть еще два частных постановления в отношении сотрудников комитета при проверке университета "Кайнар". И еще по университету "Туран".

Один раз - случайность, два раза - совпадение, три раза - закономерность. Поэтому напрашивается очень неприятный для Министерства образования и науки вывод: чиновники горят таким желанием покарать вузы за пропуски студентов или еще какое-нибудь страшное прегрешение, что сами на системной основе попирают законодательство. А столичные судьи вместо того, чтобы восстанавливать справедливость, просто исполняют роль нотариусов при госорганах. Впрочем, этим никого не удивишь, об этом говорит и председатель Верховного суда Жакип АСАНОВ.

И в таких условиях становится очевидно, что нынешний механизм наведения порядка в сфере высшего образования трудно назвать объективным и его необходимо пересматривать. Процесс совершенно не прозрачен и требует доработки, привлечения общественников, нацпалаты "Атамекен" и публичного обсуждения выявленных в вузах нарушений. Только в этом случае станет ясно, действительно ли министр образования Асхат АЙМАГАМБЕТОВ пытается навести порядок в своем хозяйстве или преследует какие-то другие цели.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с сайта azzatyk-ruhy.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть