356

Заглублённые миллиарды

В Алматы покупка, установка и обслуживание заглублённых контейнерных площадок для сбора мусора вылились бюджету и бизнесу во внушительную сумму - более 11,5 миллиарда тенге. Но чище почему-то не стало.

Заглублённые миллиарды

Шило на мыло?

Горы пакетов, коробок вокруг новых контейнеров с узким горлышком - неприглядная реальность. Привычные широкие ящики на колесах убрали, а новые площадки во многих микрорайонах до ума не довели.

Всего по проекту управления экологии и окружающей среды в алматинских дворах до конца года должны установить 1682 пластиковых контейнера, каждый заменяет три стандартных евроконтейнера, сообщили в акимате.

А ведь в прошлом году, согласно порталу госзакупок, город приобрел 1800 металлических евроконтейнеров для сбора бытового мусора на сумму более 128 миллионов тенге. Куда теперь их денут? На этот вопрос ответа нет.

Тем временем горожане недоумевают, почему выбор был сделан в пользу круглых пластиковых контейнеров. Неужели не было других вариантов?

Как пояснили в управлении экологии и окружающей среды, в мегаполисе имеется опыт использования заглубленных контейнеров. Правда, прежние были металлические - со всеми вытекающими из этого минусами: высокая стоимость, необходимость переноса инженерных сетей (глубина около 180 см), неудобный механизм открытия, коррозия элементов, а также длительное обслуживание - до 15-20 минут на один контейнер.

"На основании комплексного анализа и успешной практики Астаны в модернизации системы сбора ТБО в Алматы использованы современные пластиковые заглубленные контейнеры нового поколения, которые не подвержены коррозии, быстрее обслуживаются, имеют удобные приемные отверстия и обеспечивают более высокий санитарный стандарт", - приводят аргументы чиновники.

Насчет многих пунктов можно поспорить. Контейнеры закупались у местного производителя - ТОО "Элан НС". На сайте компании заглубленные капсулы стоят от 1,3 до 1,4 миллиона за единицу. Сколько денег город потратил на контейнеры, их обслуживание, редакции не ответили. Но судя по сумме налоговых отчислений, опубликованных в открытом доступе (более 133 миллионов в 2025 году против 56 миллионов в 2024-м и 27 миллионов в 2021-м), дела у ТОО пошли в гору. Даже если их купили по миллиону за единицу, бюджет потратил 1,6 миллиарда.

Тендер на строительно-монтажные работы контейнерных площадок выиграло ТОО "Еділ-Строй Сервис" на сумму более 3,2 миллиарда тенге. Кстати, два года назад у компании отозвали лицензию.

Этот момент мы попросили разъяснить в управлении. Там сообщили: да, компания была лишена одного подвида лицензируемой деятельности - "специальные работы в грунтах, в том числе устройство оснований". Но в апреле ТОО "Еділ-Строй Сервис" получило от управления градостроительного контроля лицензию I категории на строительно-монтажные работы, включающую весь необходимый перечень подвидов деятельности.

На этом расходы не закончились. Технадзор проекта обошелся бюджету еще в 47 лямов, победителем тендера стало ТОО "KZ Стройэксперт".

Чтобы обслуживать капсулы, нужны специальные мусоровозы с крановой манипуляторной установкой, обычные не подходят. А это весьма существенная статья расходов. В управлении экологии сообщили: в 2024 году мусоровывозящие организации купили 28 единиц спецтехники. В текущем - еще 50 в рамках программы финансирования АО "Фонд развития промышленности". На портале госзакупок мы нашли объявленный управлением конкурс, по его заказу приобретено два спецавтомобиля по цене 83 миллиона тенге за единицу. Если компании брали по такой же цене, то мусоровозы для частников потянули на 6,4 миллиарда.

Таким образом, стоимость кампании по замене контейнеров превысила 11,5 млрд тенге.

Жителей не спросили

- БРТ вместо трамвая, высадка несвойственных региону растений, ненужная замена асфальта и бордюров - все это вызывает ощущение, что город - удобная площадка для реализации чьих-то бизнес-интересов, - высказал мнение архитектор профессор Павел САВРАНЧУК. - Часто это происходит без одобрения и оповещения горожан, достаточно неуклюже, неожиданно, в расчете на бытовую пассивность жителей. Массовое переоборудование мусоросборных площадок - лишь частный пример общей тенденции. При этом грубо нарушаются санитарные и градостроительные нормы благоустройства. Происходит эстетическая деградация общественного пространства.

В доказательство своих слов эксперт привел следующий пример: по улице Ауэзова, возле дома №64/1, была снесена благоустроенная площадка для сбора мусора с навесом площадью 18 кв. м и заменена открытой площадкой площадью 72 кв. м с установкой восьми (!) частично заглубленных 3-кубовых емкостей.

- Такая концентрация отходов в одном месте, вблизи жилых домов, на узком участке въезда, да еще единственная на весь жилой квартал оценена жителями как ухудшение санитарных и эксплуатационных условий проживания. Это явная попытка подменить регулярность вывоза мусора увеличением времени его накопления и хранения, - считает архитектор. - При этом грубо нарушены нормы минимальных санитарных расстояний от жилых домов (не менее 25 м), а также максимального расстояния подхода к мусоросборникам не более 50-100 метров.

Отходов меньше не стало

Руководитель экологического общества "Зеленое спасение" Сергей КУРАТОВ считает, что власти взялись за проблему не с того конца:

- Больше двадцати лет в Казахстане обсуждается необходимость принятия закона об управлении отходами. В нем должна быть четко прописана политика сокращения отходов, их сбора и переработки. К примеру, у нас выбрасывается огромное количество одноразовой упаковочной тары, а во многих странах ее запретили или заменили на такую, которая подлежит переработке. В передовых странах Европы компании, принимая у населения тару, стимулируют людей сокращать отходы в обмен на различные бонусы. А в Алматы пытались ввести сортировку мусора, но без результата.

- Почему новые заглубленные контейнеры со всех сторон обрастают коробками? Потому что они не вмещаются в узкое горлышко. А пункты приема картона есть не во всех районах. Например, Швеция уже перерабатывает до 99 процентов мусора и даже начала его импортировать. Вот как действует грамотная политика управления отходами. А новые баки вряд ли радикально изменят ситуацию, - подытоживает собеседник.

Экоактивист Абай ЕРЕКЕНОВ говорит, что если и менять контейнеры, то на такие, как в Европе, причем сразу для разных видов отходов:

- В Швеции, Норвегии все заглубленные контейнеры из толстенного железа. Небольшие - для жестяных банок и пластика с соответствующими отверстиями, чтобы пакеты не бросали. Отдельно для бумаги, картона, стекла. Для более крупного мусора стоят большие, за пределами ЖК. У нас много объемного мусора, сейчас все жалуются - пакеты застревают, емкость заполняется на треть. Эти моменты абсолютно не учтены.

Елена КОЭМЕЦ, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть