Навечно в наших сырцах
Казахстанские аграрии балансируют на краю нищеты, потому что их продукция просто не нужна государству, считают представители двух политпартий.
Мажилисмен от партии “Ауыл” Жигули ДАЙРАБАЕВ, адресуя вице-премьеру Серику ЖУМАНГАРИНУ депутатский запрос, напомнил, что глава государства поручил правительству увеличить долю переработки сельхозпродукции до 70 процентов и оптимизировать работу “Продкорпорации”. Однако, отметил народный избранник, на деле фермерам с каждым годом все труднее реализовывать свою продукцию и, по сути, они не имеют прибыли от того, что получают тяжелым трудом.
- Общая мощность перерабатывающих предприятий в прошлом году составила всего 30-40 процентов, а объем производства продуктов питания составил 3,1 триллиона тенге, - привел факты депутат. - Мощности перерабатывающих предприятий хотя и есть, но они работают не в полную силу. Все это из-за отсутствия системной работы государственных органов!
При этом объем экспорта сельхозпродукции в прошлом году сократился на 2,4 процента. В качестве примера парламентарий привел переработку зерна, которая считается одной из движущих сил отечественного агропромкомплекса. В нашей республике, по словам Дайрабаева, на экспорт в основном идет пшеница, а не мука. Тогда как в Узбекистане и Таджикистане, где пшеницы нет, активно развивается ее переработка. Как итог - сегодня Узбекистан переработал более 1 миллиона тонн нашего зерна и вошел в тройку мировых лидеров по экспорту муки.
- У правительства нет комплексного представления об алгоритме “сырье - переработка - сбыт - потребители”, - констатировал мажилисмен. - Развитие агропромышленного комплекса поручено только Министерству сельского хозяйства. По сути, эти вопросы должны быть в ведении всех государственных органов.
Кроме того, продолжил он, во всем мире широко используются механизмы госзакупок продукции и не возникает сложностей с приобретением техники. Вопрос: почему эти механизмы не изучают и не используют в нашей стране?
В этой связи “Ауыл” рекомендует внедрить механизмы закупки сырья у фермеров и превратить “Продкорпорацию” в полноценную сеть по производству, хранению и реализации сельхозпродукции, а также повысить интерес фермеров к отрасли, освободив их от всех налогов.
А в целях поддержки отечественных сельхозпроизводителей предлагается рассмотреть меры по широкому потреблению и закупке отечественных продуктов питания государственными, квазигосударственными, нефтяными и горнодобывающими компаниями.
Этой же проблемы касается и запрос Темира КЫРЫКБАЕВА, представляющего фракцию Amanat. В частности, речь о вопросах, которые ежегодно поднимают хлопкоробы Туркестанской области.
Сейчас, по данным депутата, в хлопководстве действует 25 тысяч агроструктур, где зарабатывают на жизнь около 70 тысяч человек. Но поскольку текстильная и швейная промышленность в стране не развита должным образом, цена реализации хлопка-сырца зависит от экспорта. Именно поэтому нестабильность цен на хлопок в Туркестанской области не решена с начала независимости нашей республики. Раньше цена за тонну хлопка составляла 238 тысяч тенге. Однако в связи с низким интересом иностранных компаний к хлопковому рынку цена хлопка-сырца в этом году составляет 150-190 тысяч тенге за тонну.
- Разница в стоимости реализации продукции, произведенной в других странах, оплачивается за счет государства, - подчеркнул Кырыкбаев. - Считаю, что необходимо применить эту практику к фермерам, которые выращивают и собирают хлопок в нашей стране, и доплачивать разницу в цене хлопка за счет государства.
Кроме того, отметил он, фермеры, занимающиеся выращиванием дынь, арбузов и капусты в Туркестанской области, тоже не в состоянии покрыть затраты на посадку.
- Если мы не решим в ближайшее время эту проблему и проблему хлопка, вполне возможно, что уровень жизни фермеров снизится, и ни к чему хорошему это не приведет, - полагает мажилисмен.
Владислав ШПАКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана