30442

За бортом

могут оказаться тысячи казахстанцев, привыкших пользоваться услугами гражданской авиации

Министерство транспорта и коммуникаций подготовило проект правительственного постановления, в случае принятия которого в Казахстане может почить в бозе рынок внутренних пассажирских авиаперевозок. Бороздить небесные просторы страны будет только одна компания. При этом вероятно сокращение количества маршрутов и рейсов, а про дешевые билеты пассажиры могут забыть.

Внутренний рынок пассажирских авиаперевозок в нашей стране жестко регламентирован. Уже много лет подряд ежегодно Минтранском проводит тендеры на авиамаршруты и указывает каждому перевозчику, какое направление он может обслуживать, а какое - нет. В авиационных кругах признают: подобный механизм - пережиток прошлого, который не только не способствует развитию конкуренции, но и создает почву для кривотолков и подозрений по поводу принимаемых конкурсной комиссией решений. Более того - раздаются прямые обвинения в лоббировании интересов какой-то одной авиакомпании.
И вот летом этого года были приняты поправки в законодательство, которые отменяют конкурс на внутренние авиамаршруты! То есть если отечественная авиакомпания соответствует правилам безопасности - может летать куда захочет.
Чиновники Минтранскома и входящего в него Комитета гражданской авиации (КГА) заладили: рынок авиауслуг в стране становится более демократичным, на многих рейсах появилась конкуренция. Да что чиновники - недавно сам министр транспорта и коммуникаций Аскар ЖУМАГАЛИЕВ рассказал нашей газете о принимаемых мерах, направленных на снижение стоимости билетов: “В 2012 году начата либерализация рынка внутренних авиаперевозок. Так, по маршруту Астана - Алматы летают теперь три авиакомпании. Если в прошлом году по этому маршруту выполнялось семь рейсов в день, то в текущем - 11. Отмечу, что третий перевозчик зашел на рынок с более низкой стоимостью (на 30%). Рост количества перевезенных пассажиров составил 30%. Практически по всем другим авиамаршрутам также выполняют полеты по две авиакомпании, что обеспечивает пассажиру возможность выбора авиаперевозчика” (см. “Минтранском: уроки мы вы­учим”, “Время” от 6.11.2012 г.).
Перевозчики облегченно вздохнули, пассажиры обрадовались.

Но не тут-то было! Разработанный в КГА Минтранскома проект постановления правительства “Об утверждении правил допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок” полностью перечеркивает усилия по либерализации  рынка  авиаперевозок, утверждают его участники.
Приведем несколько пунктов из этого проекта.
Во-первых, каждая авиакомпания для выполнения внутриреспуб­ликанских рейсов будет должна иметь не менее пяти действующих самолетов одинаковой пассажировместимости.
Во-вторых, всех авиапервозчиков обяжут пройти производственный аудит безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и иметь соответствующий сертификат.
В-третьих, перевозчика обяжут иметь собственный веб-сайт, через который он должен обеспечить пассажирам онлайн-сервисы по бронированию и приобретению электронных билетов.
В-четвертых, авиакомпании должны будут иметь не менее двух офисов продаж авиабилетов в двух городах страны.

На первый взгляд эти требования кажутся вполне закономерными. Но если вникнуть, то вывод напрашивается однозначный:  эти правила писали без привязки к нашей действительности. Или специально - чтобы создать “парниковые” условия для единственной авиакомпании. Дело в том, что ни один казахстанский авиаперевозчик, кроме “Эйр Астаны”, в настоящее время не соответствует предлагаемым требованиям.
“Эйр Астана” - самый крупный игрок на отечественном рынке авиаперевозок, выполняющий наи­большее количество рейсов внутри страны, соединяет с северной и южной столицами большинство областных центров. В парке авиакомпании более двух десятков самолетов: десять эйрбасов, семь боингов, шесть эмбраеров.
Объемы пассажиропотока второй компании - “Скат” - заметно скромнее, хотя она и пытается расширять географию своих полетов. Из западной техники у “Ската” всего 10 лайнеров. Все они настолько разношерстные, что только по этому показателю авиакомпания вряд ли будет соответствовать требованиям, разработанным КГА.
Есть еще небольшая группа компаний, которые выполняют всего несколько рейсов, а парк их самолетов ограничивается одним-двумя бортами. Тем не менее на некоторых направлениях эти компании создают ощутимую альтернативу двум лидерам, продавая билеты по гораздо меньшей стоимости. Кроме того, эти мелкие авиакомпании летают на совсем “скромных” маршрутах (на которые те же “Эйр Астана” и “Скат” даже не позарятся), тем самым обеспечивают скорую доставку людей в нужные им точки и, что немаловажно, поддерживают на плаву местные аэропорты. Например, компания “Жетысу” единолично обеспечивает авиарейсы Талдыкорган - Астана, а “Жезказган Эйр” летает из Караганды в Балхаш и Жезказган тоже безальтернативно.

Если новые правила утвердят, на существовании таких перевозчиков можно поставить крест. Как и на конкуренции в сфере пассажирских авиаперевозок.
- Если авиакомпании справляются одним-двумя самолетами, зачем вводить дополнительные требования на пять лайнеров? - вопрошает гендиректор авиа­компании “Бек Эйр” Дамир БАЙМУРУНОВ. - Мы, например, регулярно эксплуатируем, полностью обеспечивая наше расписание, только один самолет, хотя имеем в запасе еще два арендуемых. Если введут новые требования, у нас будут на приколе четыре судна. И в чем смысл?
Авиакомпании смущает и требование о необходимости иметь сертификат IATA. По этому поводу они уже направили жалобу в Агентство по защите конкуренции. Перевозчики утверждают: IАТА - неправительственная организация, представляющая собой добровольное некоммерческое объединение перевозчиков. Поэтому Казах­стан, по определению, не может быть членом IATA, а значит, авиа­власти страны не вправе требовать от компаний сертификат этой НПО. Кстати, его получение стоит немалых денег - около полумиллиона долларов.
- Про онлайн-сервисы и собственные офисы продаж я вообще молчу, - говорит Дамир Баймурунов. - Крупные авиакомпании могут позволить себе содержать такие высокозатратные рыночные продукты. Небольшие же, как мы, например, эту часть расходов переложили на авиаагентства. И они довольны, и нам хорошо.

Первый заместитель гендиректора авиакомпании “Жезказган Эйр” Менгали АХМАДИЕВ не скрывает разочарования.
- Данный проект не даст возможности не только работать, но и развиваться малым авиаперевозчикам. Если такая компания, как наша, претендует на внутриреспубликанских линиях всего на два маршрута, то почему мы должны иметь пять самолетов?! У нас задержек нет, безопасность полетов обеспечиваем. Эти новые условия еще жестче, чем тендеры! На наш взгляд, - говорит г-н Ахмадиев, - чтобы создать реальную конкурентную среду, надо ввести простые правила: обязать авиакомпании иметь сертификат эксплуатанта, то есть допуск к перевозке пассажиров и грузов; согласовать расписание с аэропортами, утвердить его в КГА и, пожалуйста, летайте! А если в случае принятия предлагаемых КГА правил на рынок захочет выйти новая авиакомпания? Она же сразу пять самолетов не купит!.. По этим правилам только одна “Эйр Астана” сможет летать. Но она не сможет закрыть все внутренние маршруты. Будут задержки, люди будут мучиться. Для чего все это?
Менгали Ревкатович, судя по всему, недалек от истины: на этой неделе в “Эйр Астане” заявили, что они прекращают полеты в Семей и Уральск. Оказывается, современным реактивным самолетам этой компании не комильфо садиться на, скажем так, не совсем идеальные взлетно-посадочные полосы в аэропортах указанных городов. А вот другие перевозчики, имеющие более простую технику и турбовинтовые самолеты, летать туда совсем не против. Но будут ли, если правительство примет новые правила? И будут ли работать малые аэропорты? И, наконец, самый главный вопрос: кто позаботится об интересах пассажиров, простых людей, привыкших или вынужденных пользоваться услугами граж­данской авиации?

Нам бы очень хотелось получить ответы на эти вопросы. Поэтому в минувший четверг мы направили официальный запрос в профильное министерство.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

О других проблемах местной авиации читайте в ближайших номерах.

Из досье

В Казахстане зарегистрированы шесть авиакомпаний, выполняющих регулярные внутренние авиарейсы:
1. “Эйр Астана”.
2. “Скат”.
3. “Бек Эйр” (выполняет рейсы Алматы - Астана, Астана - Уральск, Алматы - Уральск).
4. “Жезказган Эйр” (Караганда - Жезказган, Караганда - Балхаш, Алматы - Жезказган).
5. “Жетысу” (Талдыкорган - Астана).
6. “Иртыш Эйр” - временно не летает.

Поделиться
Класснуть