Малая, да удалая
Наша газета продолжает серию публикаций о проблемах гражданской авиации. Недавно мы рассказывали о том, что в Казахстане может прекратить существование большинство отечественных авиакомпаний (см. “За бортом”, “Время” от 1.12.2012 г.). Сегодня поговорим о региональной авиации. В Казахстане за последние два десятилетия полностью развалена некогда выстроенная система малой и региональной авиации, считает председатель Федерации профсоюзов авиационных работников Казахстана Шмидт САБИРОВ (на снимке), многие годы проработавший в советской системе гражданской авиации. Если бы нам удалось ее сохранить, в стране не умирали бы тысячи граждан, попавших в ДТП, не было бы ажиотажа на железнодорожные билеты, и людям не приходилось бы по нескольку суток добираться до небольших городов и поселков, полагает он.
- Казахстан по размерам своей территории занимает 9-е место в мире. С запада на восток наша страна простирается на 3 тысячи километров, с севера на юг - на 2 тысячи. Однако по плотности населения наша страна всего лишь на 185-м месте. То есть у нас редконаселенная страна, и наши граждане разбросаны по всем ее уголкам. Поэтому нам очень нужна малая авиация, - запальчиво начинает наш разговор мой собеседник, словно перед ним - ярый оппонент. - В конце 80-х годов прошлого века мы только внутри Казахстана перевозили примерно 8,6 миллиона человек в год! Причем была всего одна авиакомпания, и все находилось в подчинении Казахского управления гражданской авиации, где я работал замначальника по летной службе и главным летчиком в Алматинском аэропорту. Для сравнения: сегодня в Казахстане около 40 авиакомпаний, а перевозят они всего около 4 миллионов пассажиров в год. Местные воздушные линии мы зарубили под корень.
- Как была развита сеть региональных маршрутов раньше?
- Например, в одной только Алматинской области работали 28 аэропортов местных воздушных линий! Бурундайский порт обслуживал Баканасское кольцо - Карой, Тапары и т. д. Из Талдыкоргана летали в Лепсы, Сарканд, Жаркент и т. д.
- А сейчас из Талдыкоргана еле-еле три рейса в неделю летают в Астану...
- В Жамбылской области летали из Тараза в Фурмановку, Новотроицк и т. д. Из Шымкента - в Туркестан, Кентау и т. д.
Когда я работал командиром семипалатинского авиаотряда, мы на самолетах Як-40 (а это реактивная техника!) выполняли рейсы в Баршатас, Урджар. Аягуз, Аксуат, Зайсан. Часть этих небольших аэропортов я открывал сам. А поршневой Ан-2 (в простонародии - “кукурузник”. - В. Б.) вообще в каждый колхоз залетал. В общем, все небольшие населенные пункты были охвачены авиацией. Сейчас все местные аэродромы закрыты, взлетно-посадочные полосы поросли травой. Хотя чуть больше 20 лет назад в стране действовала добрая сотня аэропортов.
- Может, сейчас людям проще и дешевле ездить на автомобилях?
- Казахстанцы пересели на авто от безысходности - альтернативы нет. А у нас как похолодание, так сразу штормовое предупреждение, многие трассы даже закрывают. Люди ездят по нашим дорогам зимой и... разбиваются, замерзают, погибают, пропадают. К замерзшим постоянно отправляют отряды чеэсников. Вот официальные данные: только с 27 января по 6 февраля этого года на наших дорогах погибли 135 человек, еще 2 тысячи были госпитализированы с переохлаждением и обморожением. А самолеты и в жару, и в холод можно эксплуатировать.
А состояние наших трасс... В Казахстане дорог областного значения - 130 тысяч километров, республиканского значения - 28 тысяч. Содержать такое хозяйство в порядке практически невозможно. Во-первых, потому что у нас, повторю, редконаселенная территория. Во-вторых, в стране резко континентальный климат: в Атбасаре холода достигают -50, а в Туркестане в жару +50. Разница в 100 градусов! В-третьих, 44 процента территории нашей страны находится в пустынной зоне, 14 процентов - в полупустынной. Попробуй при таких условиях, расстояниях, с нашими технологиями, нашим менталитетом и с нашими вороватыми чиновниками нормально содержать дороги!
Железная дорога проложена не везде, да и билеты частенько, особенно накануне праздников, трудно достать.
- Ну и как нам возродить региональную авиацию?
- Давайте подсчитаем: для каждого небольшого аэропорта нужно положить всего 2 километра взлетно-посадочной полосы . Если мы “отберем” у наших дорог всего 200 километров, мы можем заново построить 100 местных воздушных гаваней! Причем некоторые воздушные суда могут взлетать и приземляться не на асфальте, а по грунту.
Большинство аэропортов можно восстановить. “Казаэронавигация” способна обслужить любые перелеты по стране. Самое главное - у нас есть опыт!
Но сейчас авиавласти страны озабочены лишь открытием международных маршрутов. Авиакомпания “Эйр Астана” заявляет как о великом достижении об открытии нового маршрута Алматы - Вьетнам. Да, согласен, нужен этот рейс. Но не для абсолютного большинства населения, которое сроду туда не полетит! Нужна “Эйр Астана”, нужны международные рейсы. А вот местные воздушные линии нужны как воздух. Тем более казахи испокон веков были мобильными кочевниками, наши родственники разбросаны по всей стране. Но у наших чиновников почему-то до этого руки не доходят.
- Шмидт Омарович, но будет ли спрос на региональные полеты? Даже современный и большой аэропорт Караганды принимает лишь по три регулярных пассажирских рейса в день.
- Люди не летают, потому что рейсов нет.
- Может, еще и потому, что дорого? Билет на рейс Алматы - Караганда в обе стороны стоит минимум 43 тысячи тенге!
- Конечно, билеты дорогие. Поэтому местные воздушные линии должны дотироваться из бюджета - местного или республиканского. Кстати, в советское время эти маршруты окупались, и заполняемость самолетов была хорошая.
И авиакомпанию, которая бы летала, можно найти, и воздушные суда - благо для региональной авиации они относительно недорогие. Все это не проблема. Главное - было бы желание!
Между тем, как сообщил нашей газете председатель Комитета гражданской авиации Минтранскома Бекен СЕЙДАХМЕТОВ, в КГА стараются принять меры для развития региональной авиации. Сейчас в Казахстане действуют всего 42 внутренних авиамаршрута, восемь из которых субсидирует государство. Однако их львиная доля обслуживает только крупные областные центры. От себя заметим: благодаря переносу столицы в Астану только туда к настоящему времени открыты 15 внутриреспубликанских маршрутов, еще 16 рейсов внутри страны выполняются из Алматы. Выходит, оставшиеся всего 11 авиарейсов выполняются между другими населенными пунктами... Как говорится, комментарии излишни. Тем не менее в КГА нас убеждают: “Реализуются совместно с акиматами пилотные проекты по возобновлению внутриобластного авиасообщения (Восточно-Казахстанская и Карагандинская области). А в целом после проведения экономического анализа и технических расчетов по восстановлению аэропортовой инфраструктуры планируется реализовать такие проекты практически в каждом регионе, имеющем удаленные от областного центра населенные пункты”, - пишет нам Бекен Сейдахметов. Что ж, посмотрим, насколько хватит сил для этого нашим чиновникам-транспортникам.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы