VITAлизатор г-на Потапова
Крупнейший на территории Казахстана завод по глубокой переработке масличных культур и производству соевого шрота и различных жиров, принадлежащий ТОО “VITA Idustry” - компании, некогда входящей в состав холдинга АО “VITA”, - сегодня, подобно птице Феникс, возрождается из пепла разрухи. Напомним, АО “VITA”, которое еще несколько лет назад было флагманом казахстанской пищевой промышленной отрасли, утратило этот статус вследствие банкротства.
Успешной попыткой реанимации маслозавод, увы, обязан не своему основателю Петру ПОТАПОВУ, а другому менеджеру - наемному управленцу, директору ТОО “MS”, которое сейчас арендует завод, Владимиру МАТВЕЕВУ. При этом, по словам сотрудников предприятия, г-н Потапов, к сожалению, вместо того чтобы помочь новому управляющему спасти тонущий корабль, пытается помешать ему. Впрочем, обо всем по порядку.
История взлета
Компания VITA была создана в декабре 1991 года. До 1994-го основной деятельностью АО “VITA” были производство и реализация облепихового и подсолнечного масел, а также гречневой крупы на базе завода в поселке Новая Шульба Восточно-Казахстанской области и нескольких магазинов оптово-розничной торговли в Алматы, приобретенных в 1992 году. Кроме того, компания имела филиал в поселке Раздольное Алтайского края в России, который в 1993 году был продан в связи с возникновением организационных трудностей, вызванных разделением финансовых систем России и Казахстана.
В 1996 году компания взяла в аренду, а впоследствии выкупила торгово-промышленную базу “Иртыш” площадью 2,2 гектара с хранилищем на 1200 тонн растительных масел, складами и производственными цехами, расположенную в Алматы. В 1997 году на территории базы был построен цех по переработке и фасовке сливочного масла с проектной мощностью 190 тонн в месяц, а также разработана и запущена установка по физической рафинации подсолнечного масла, и установлена первая линия по фасовке подсолнечного масла.
В декабре 2001 года компания развернула собственное майонезное производство. В 2003-м был введен в эксплуатацию цех по производству соевого молока и кисломолочных продуктов на основе соевого молока. Кроме этого компания начала активно заниматься развитием новых технологий по производству пищевых продуктов из широко распространенного в мире соевого и сафлорового сырья.
В ноябре 2004 года компания приобрела пакет из 88,1 процента акций ОАО “Ак-Суйский кукурузоперерабатывающий сахарный комбинат”, расположенного в селе Ак-Суу в 40 км западнее Бишкека. Данный комбинат является уникальным и единственным в Центральной Азии предприятием, способным производить из кукурузы ферментативным способом глюкозно-фруктозные сиропы высшей категории качества, соответствующие лучшим мировым аналогам. В июле 2006 года на территории комбината был запущен в эксплуатацию сахарный завод, предназначенный для получения кристаллического сахара из сахара-сырца.
В 2004 году компанией был приобретен и в июне 2005-го введен в эксплуатацию Токмокский городской молочный завод в Киргизии мощностью 250 тонн молока в сутки. В октябре 2006 года на заводе запущены цех сухого молока, цех творога, цех твердых и плавленых сыров и линия по производству термизированной сметаны и сгущенного молока.
В марте 2007 года на территории VITA Industry в Алматы запущен завод по производству бутилированных растительных масел общей производительностью 35 000 тонн масла в год.
История падения
История успеха АО “VITA”, опубликованная на сайте компании, заканчивается 2007 годом. И это понятно: начиная с 2008 года, когда разразился финансовый кризис, компания, являющаяся крупнейшим предприятием подобного рода на территории не только Казахстана, но и всего СНГ, стала медленно, но неуклонно катиться в пропасть.
По данным тогдашнего начальника отдела маркетинга АО “Vita” Владислава ИВАЩЕНКО, с ноября 2008 года на предприятии началось снижение объемов продаж порядка 30 процентов и, соответственно, снижение производства. В том же ноябре АО “Vita” потеряло 5 миллионов долларов. Как поясняли тогда в компании, это произошло в связи с сильным давлением со стороны импортеров.
Постепенно в АО “VITA” перестали выплачивать зарплаты, а сама компания оказалась в долгах как в шелках. При этом основными кредиторами детища Потапова являлись не какие-то иностранные инвесторы, а вполне отечественные казахстанские банки и, что намного важнее, пенсионные фонды. Дело в том, что, пытаясь спасти компанию от краха, г-н Потапов выпустил облигации примерно на 11 миллиардов тенге, которые были раскуплены пенсионными фондами.
Об этой истории писали практически все СМИ постсоветского пространства. Одни активно поддерживали г-на Потапова, другие публиковали статьи, не делающие честь VITA-основателю.
Сам г-н Потапов в многочисленных интервью говорил, что финансовые трудности компании - не результат непродуманного менеджмента, а “враждебные действия внешних сил”, что “компанию искусственно поставили на колени и довели до тяжелого финансового положения”.
Следует напомнить, что финансовая полиция обвинила АО “VITA” в том, что оно использовало не по назначению кредит, полученный от Аграрной кредитной корпорации. Данные средства выделялись на финансирование сельхозпроизводителей посредством выкупа у них сои. Кредит был получен в мае, тогда как подготовка к весенне-полевым работам начинается уже с февраля. Компании пришлось взять короткий кредит в размере 840 млн. тенге в коммерческом банке, а после получения ссуды от АКК погашать его. Остальные же средства выплачивались фермерам напрямую из кредита АКК. Однако финансовая полиция посчитала, что бюджетные средства были использованы не по назначению. Это стало причиной ареста счетов компании. В итоге убытки холдинга в 2009 году составили 4,689 млрд. тенге.
Как писали тогда СМИ, именно после этого у компании начались проблемы с выплатой долгов. В целом задолженность компании перед кредиторами (БЦК, БРК, “КазАгро”, пенсионными фондами и т.д.) к февралю 2011 года составила в общей сложности 210 млн. долларов. Из них 3 млн. долларов АО “VITA” задолжало за сою одним только крестьянским хозяйствам. Причем, по словам фермеров, деньги им прекратили платить еще в 2009 году.
Кстати, тогда же, в феврале 2011 года, специализированным межрайонным экономическим судом Алматы АО “VITA” было признано банкротом. А согласно данным Казахстанской фондовой биржи, по состоянию на 1 января 2011 года собственный капитал компании составлял свыше 6,6 млн. тенге со знаком минус. Чистая прибыль компании превратилась в убыток в размере 4,3 млн. тенге, а балансовая стоимость простой акции упала до минус 5865 тенге.
С того момента для работников АО “VITA” начались трудные дни. Г-н Потапов пропадал в судах, пытаясь оспорить решение о дефолте, да раздавал интервью различным СМИ, в которых весьма непрозрачно намекал, что рассчитывает спасти завод исключительно с помощью государства. Однако государство помочь АО “VITA” не смогло - после финансового кризиса слишком многие компании нуждались в срочной помощи, помогли тем, кто еще хоть немного держался на ногах.
Terra VITA
Как рассказывал в интервью газете “Время” предыдущий конкурсный управляющий обанкротившегося предприятия АО “VITA” Сабит АХМЕТОВ, в первую очередь от банкротства компании пострадали пенсионные фонды.
- АО “VITA” в свое время создало ТОО “VITA Industry”, - рассказывал тогда Ахметов. - В уставный капитал ТОО “VITA Industry” было передано 6,8 млрд. тенге из АО “VITA”. Это более 30 процентов от активов АО. Но согласно Закону “Об акционерных обществах” совет директоров компании мог распорядиться не более 25 процентами активов. В результате этого в АО “VITA” сейчас никакого имущества нет, и мало того, как я уже говорил, оно было заложено ТОО “VITA Industry” в пользу одного из банков. Так вот, при банкротстве предприятия создается список очередности кредиторов, которым должен быть компенсирован ущерб. В первую очередь это трудовой коллектив, которому компания задолжала порядка 60 млн. тенге, затем налоговый орган - 300 млн. тенге и т.д. Пенсионные же фонды находятся в самом конце этого списка. Имущества в АО “VITA” всего на 300 млн. тенге. А долгов на этой компании - 30 млрд. тенге, из которых 11 млрд. приходятся именно на пенсионные фонды и 6 млрд. - на госфининституты. Таким образом, можно смело предположить, что до пенсионеров очередь не дойдет вообще.
Впрочем, эту информацию подтверждал и сам г-н Потапов.
- На управляющей компании холдинга, коей является АО “VITA”, никаких материальных активов нет, - сообщил он тогда в одном из интервью. - Управляющая компания владеет пакетами акций дочерних заводов, а все имущество заводов принадлежит этим дочерним компаниям. Поэтому если АО “VITA” обанкротится, дочерние компании не пострадают. Зато пенсионные фонды как беззалоговые кредиторы потеряют 11 млрд. тенге. При этом залоговые кредиторы - банки - поделят между собой наши заводы и продадут инвесторам.
Между тем управляющий Ахметов прилагал все усилия, чтобы разобраться с долгами компании. Однако Петр Потапов, по словам Ахметова, старался усложнить ему жизнь, вместо того чтобы помочь.
- Вооруженная охранная компания MVA Security не пускает меня и мой коллектив на предприятие, т.е. не дает возможности исполнять возложенные на меня обязанности, - жаловался тогда Ахметов. - По данному факту я подал заявление в РОВД, прокуратуру, однако мер пока не принято. Мои решения не выполняются главным бухгалтером и руководителями дочерних предприятий компании-банкрота, в связи с чем я вынужден был заменить директоров.
Следует отметить, что тогда же активно распускались слухи о том, что конкурсный управляющий вступил в сговор с некоторыми кредиторами, с тем чтобы вернуть им деньги в первую очередь. Сам Ахметов подозревал, что слухи распространяют те, кому невыгодно его копание в “грязном белье” АО “VITA”.
Между тем исполнение вступившего в законную силу решения суда с каждым месяцем работы конкурсного управляющего шло все медленнее и медленнее. Но только благодаря тем препятствиям, которые ему чинили.
Вскоре Сабит Ахметов был отстранен от должности конкурсного управляющего якобы по требованию кредиторов.
Нелегкое возрождение
В апреле 2012 года один из основных банков-кредиторов дал согласие на заключение договора аренды во временное пользование заводом, являющимся залоговым имуществом банка, между ТОО “VITA Industry” и ТОО “MS”. Договор был подписан директорами обоих предприятий Александром БАЛЛАХОМ и Владимиром Матвеевым соответственно.
Кстати, Александр Баллах в июне 2011 года был осужден на 2 года ограничения свободы за незаконное получение и нецелевое использование кредита в АО “Аграрная кредитная корпорация” в размере 1,6 млрд. тенге. Сам г-н Баллах сегодня заявляет, что его вины в этом не было, так как он действовал исключительно в рамках распоряжений вышестоящего руководства.
За короткий срок с того момента, как ТОО “MS” арендовало завод, на нем вновь было налажено производство соевого шрота, различных жиров и т. д.
ТОО “MS” в лице Матвеева стало потихоньку рассчитываться по долгам прежнего руководства по зарплате перед работниками предприятия. Сегодня на заводе работа идет полным ходом. Постепенно в компанию возвращаются ценные кадры, которые покинули ее в поисках средств к существованию после того, как АО “VITA” было признано банкротом и большинство предприятий, входящих в холдинг, в том числе и маслозавод, вынуждены были остановить свою деятельность.
- Я считаю, что завод оказался в такой ситуации исключительно из-за недальновидности Потапова, - рассказывает Александр Баллах, который сегодня работает под началом Матвеева. - Если бы он в свое время прислушался к людям, которые ему обоснованно и с цифрами на руках доказывали бесперспективность приобретения и строительства заводов в Кыргызстане, то, скорее всего, АО “VITA” сегодня бы продолжало работать. Но Потапов этого не сделал. Наоборот, вопреки всем предупреждениям он вбухивал огромные, причем заемные, средства на строительство тех заводов. В результате это привело к банкротству. Сегодня завод работает исключительно благодаря Матвееву, благодаря его грамотному подходу и финансовым вливаниям.
Однако г-н Потапов, по словам Баллаха, судя по всему, не рад возрождению своего детища и старается всеми силами помешать Матвееву реанимировать компанию:
- Потапов старается помешать работе компании и старается доказать, что он до сих пор является здесь хозяином, - говорит Баллах. - Потапов преследует свои цели. Дело в том, что в свое время нашим заводом интересовались две крупные российские компании. Все переговоры о его покупке они вели с г-ном Потаповым. Скорее всего, у них была достигнута договоренность, что после приобретения ими завода г-н Потапов сохранит за собой управляющую должность. Видимо, этим и объясняется его противостояние нам. Следует отметить, что Потапов весьма плодовит в плане создания каких-то компаний и заключения между ними различных договоров, которые препятствуют нашей деятельности. Я его не могу понять: если ты проиграл, если ты не справился, то уйди с дороги и не мешай поднимать компанию на ноги.
По словам Баллаха, после того как Потапов лишился должности генерального директора АО “VITA”, он создал ТОО “Логистическая система Иртыш”, директором в котором стал его сын.
- Часть офисных помещений на территории завода находится в аренде у ТОО “MS”, - продолжает Баллах. - Однако г-н Потапов, имея на руках старые печать и уставные документы ТОО “VITA Industry”, передает в аренду ТОО “Логистическая система Иртыш” офисные помещения “VITA Industry”. Договор аренды был заключен 27 сентября 2012 года без согласия залогодержателей. На основании этого договора ТОО “Логистическая система Иртыш” подает исковое заявление в специализированный межрайонный экономический суд Алматы о том, что охранная компания ТОО “Жаубасар Security”, которую, к слову, наняло ТОО “MS” для охраны предприятия, не пускает его сотрудников на рабочие места. Если суд вынесет решение в пользу ТОО “Логистическая система Иртыш”, а такое уже было, то нашим сотрудникам попросту будет негде работать. В результате нам придется доказывать в суде очевидное - что г-н Потапов не имеет никакого права распоряжаться этим имуществом. Но судебное производство может тянуться месяцами, а отсутствие доступа сотрудников к рабочим местам чревато остановкой рабочего процесса.
Баллах добавляет, что действия Потапова негативно сказываются на психологическом климате в коллективе.
- Потапов может судиться вечно, - возмущается он. - Но ведь из-за того, что он создает такую нездоровую обстановку, страдают в первую очередь работники завода. Власть на заводе постоянно меняется: Потапов подает в суд, приводит судисполнителей, и те запрещают работникам доступ на территорию завода. Нам приходится тоже обращаться в суд и доказывать, что Потапов не вправе это делать. Суд выносит решение в нашу пользу. Завод снова запускается. Потом Потапов обращается с другим иском в суд, и ситуация вновь повторяется. Люди уже устали от всего этого. Мы хотим, чтобы суды окончательно приняли решение и прекратили все это. Сегодня предприятие функционирует лишь благодаря Матвееву. Если бы не он, завода бы уже не было. Кстати, Потапов в интервью говорит, что предприятие у него отняли рейдерским способом. Но если бы это было рейдерство, то за полтора года, минувшие с момента признания АО “VITA” банкротом, соответствующие органы, наверное, уже перепроверили бы эту информацию и приняли соответствующие меры.
- Последние два с половиной года завод лихорадит, - делится своим мнением работник завода Андрей БЕДНЯК. - За это время мы потеряли 70 процентов рабочих мест. Производственная мощность снизилась до 25 процентов. Все дело в том, что у предприятия не было нормального толкового руководителя, который бы переживал за своих работников. Все рабочие хотят работать. Мы хотим, чтобы весь этот кошмар закончился, чтобы завод продали нормальному руководителю. И никто из нас не хочет возвращения старого руководителя г-на Потапова. Мы все понимаем, что у него нет денег и что если он каким-то чудом вернется на завод, у него не будет сырья, а значит, производство встанет. Если завод встанет, мы останемся без зарплаты. Что мы скажем своим детям: извини, сынок, кушать нечего, но ты потерпи пару лет, может быть, с нами рассчитаются?! Особенно жалко работников предпенсионного возраста. Прежнее руководство до сих пор с ними не рассчиталось, пенсионных отчислений у них за последний год не было никаких. Как им выходить на пенсию? На что они будут жить? Сейчас мы работаем в аренде. Но это не дело. Ведь на заводе установлено дорогостоящее оборудование, которое нуждается в постоянном уходе. Арендатор не может вкладывать деньги, так как не знает, будет ли он завтра работать здесь. Из-за отсутствия финансовых вливаний оборудование приходит в негодность. Да и постоянная борьба создает негативную психологическую обстановку в коллективе. А мы хотим стабильно работать, получать зарплату и смотреть уверенно в будущее.
Марсель ХАМИТОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы