Валуева каждый обидеть может
Алматы с лекциями посетил известный российский спортивный психолог, профессор, автор многочисленных публикаций и учебников Владимир СОПОВ (на снимке). Он не просто известный ученый, но и успешный практикующий психотерапевт, продолжающий активно работать в спорте высоких достижений. С помощью газеты “Время” зарубежный специалист дает несколько советов штангисту Илье ИЛЬИНУ, боксеру Серику САПИЕВУ, футболисту Кайрату НУРДАУЛЕТОВУ и организаторам зимних Азиатских игр.
- В Казахстане почему-то нет ни одного известного спортивного психолога. Не ценят у нас ваших коллег?
- Я могу ответить в стиле одного известного персонажа: это ваши проблемы, что вы их не знаете. Есть специалисты, которые работают в том числе и с олимпийской сборной. И тут все очень просто: психолог не должен быть заметен в отличие от того же спортивного врача. Если психолог выходит на передний план, то это не очень хорошо. Сейчас, я считаю, наши коллеги должны обладать глубокими психологическими знаниями, но в то же время разбираться в спорте. А если он испытал на себе все тяготы и радости спорта, то это огромный плюс для него. Не надо терять время на поиск общего языка с атлетами - его сразу же признают своим. Если мы сейчас приведем хорошего специалиста со стороны, то ему потребуется не меньше месяца, чтобы установить контакт, найти темы для общения. Это не самый конструктивный вариант.
- Давайте проведем небольшую консультацию для казахстанских спортсменов. Начнем с самой больной темы - футбола. Наша национальная сборная находится где-то на 140-м месте в рейтинге ФИФА, а капитан команды Кайрат НУРДАУЛЕТОВ заявляет, что таков наш уровень. Это лечится?
- Отношение к делу изменить можно. Но вот изменится ли мастерство? Рейтинг ФИФА складывается не из какого-то одномоментного выступления команды. Это подсчет всех результатов за последнее время. Одноразовая победа на рейтинге никак не скажется и, самое главное, уровень футбола не поднимет. Поэтому слова футболиста близки к истине. Но тут нужно понимать тонкий момент. Где и при каких обстоятельствах спортсмен сделал такое заявление.Бывает, что игроки умышленно занижают самооценку, чтобы снять с себя ответственность. Мне кажется, капитану сборной не стоит так делать. Он же лидер, пример для других. Бывает наоборот - когда спортсмены подчеркивают свою ценность, уникальность. Такое обычно происходит перед подписанием нового контракта или в связи с переходом на более высокий уровень. И психолог должен это понимать. Когда беседуешь со спортсменом, нужно четко знать все обстоятельства. Интересно, что в футболе и других игровых видах спорта большое значение для психолога имеет тот факт, где он работает. В национальной команде и профессиональном клубе совсем разные рычаги влияния. В клубе есть жесткий контракт. Попробуй что-то не сделать - тут же придется платить штраф. И футболист понимает, что он собственность работодателя, его купили за деньги. В сборной же ситуация иная. Очень многое зависит от воспитания человека, его моральных качеств. Методы из коммерческого спорта здесь не помогут.
- В 2011 году мы с триумфом выиграли домашние Азиатские игры, но все же стоит признать, что конкуренция была очень слабой - Япония и Корея прислали далеко не всех своих лидеров. Есть ли польза от соревнований, в которых соперник заведомо хуже тебя?
- Польза есть от любых соревнований, если их рассматривать как этап подготовки. Понятно, что Азиада - это не Олимпиада, здесь более низкий уровень. Поэтому нужно в голове держать мысль, что подобные состязания - это проверка резерва, методик подготовки, работы сервисных служб. И в этом есть позитив. Но все же я считаю, что с точки зрения психологии слабая конкуренция - это не очень хорошо для спортсмена. Мой 30-летний опыт подсказывает, что нет особого смысла в соревнованиях, когда за медали борются всего восемь человек. Извините, но восемь спортсменов - это финал, последний и решительный бой. А чтобы попасть в эту стадию, надо полностью выложиться в квалификации, зубами грызть землю. И только самые достойные будут биться за первое место. А когда на старт выходит всего 8 человек, это не лучший вариант. Примечательно, что атлеты не любят вспоминать такие соревнования. Побеждать надо сильнейших, а не тех, кто смог приехать.
- Если Азиатские игры оставили неоднозначное впечатление, то Олимпиада в Лондоне стала настоящим триумфом казахстанского спорта. Игры закончились, спортсмены ушли в отпуск. Штангист Илья ИЛЬИН вообще решил отдыхать два года. Стоит ли ему брать такую большую паузу?
- Я считаю, это неправильно. Он должен понимать, что сам выбрал путь спортсмена. Его жизнь - это тренировки, соревнования. Если вычеркнуть это все на целых два года, то он может провалить подготовку к следующей Олимпиаде. Обычно бывает так: сколько отдыхаешь, столько потом и набираешь прежнюю форму. Два года отпуска сейчас - это два года тяжелейших нагрузок потом. Пример россиянки Елены ИСИНБАЕВОЙ более чем показателен. Она так и не смогла приблизиться к тем результатам, которые были у нее до перерыва. Я считаю, что в случае с Ильиным мы наблюдаем типичный феномен “синдрома чемпиона”. К сожалению, в спорте часто такое встречается: человек выигрывает и снижает к себе требования. Мотивация в этом случае простая: я всегда смогу выйти на прежний уровень. Это ошибка.
- Это не звездная болезнь?
- Можно назвать и так. Я писал статью на эту тему и назвал ее “Профилактика внутриличностного конфликта: синдром чемпиона”. Я разбирал случаи из борьбы, легкой атлетики и плавания. Симптомы схожие.
- И чем лечить?
- Это не лечится. Нужна постоянная профилактика со стороны тренеров, близких людей, других спортсменов. Человеку надо объяснять, что слишком длинная пауза может пойти во вред. Надо знать особенности человеческого организма. Если в 20 лет ты можешь всю ночь не спать, а потом спокойно выйти на тренировку, то в 28-30 такой номер уже не пройдет. То же самое с нагрузками. Поймите, я не говорю о том, что отдыхать вредно. Просто нужно делать это с головой. Действительно, год после Олимпиады можно сделать разгрузочным и заниматься исключительно в свое удовольствие, чтобы не терять форму. На второй сезон уже надо бороться за медали чемпионата мира. А за год до следующих Игр надо быть в оптимальной форме. Мы все видели, как отдыхал после Пекина американец Феллпс и чего только себе не позволял. Но в Лондоне он снова стал лучшим. Конечно, тяжелая атлетика - другой вид спорта. Но я бы не рекомендовал Илье расслабляться на два года. Потом будет очень сложно выбить эту установку из головы.
- Другой олимпийский чемпион, Серик САПИЕВ, собирается завершить карьеру, но есть опасение, что его талантам не найдется достойного применения. Бахтияр АРТАЕВ стал средним чиновником в Жамбылской области, Бахыт САРСЕКБАЕВ баллотировался в парламент, но в мажилис так и не попал. Чем бы мог заняться Сапиев?
- Ответ прост: тем, что у него хорошо получается. Вы же сами видите, что в России чемпионы востребованы. Их много в Государственной думе, бизнесе, общественной деятельности. Среди моих учеников есть мэр города, руководитель компании мобильной связи. Не будем забывать и про президента России, мастера спорта по дзюдо. Так что перспективы у Сапиева огромные. Главное - чтобы у человека были способности. И он уже перед решающим боем должен знать, чем займется после него. Я, например, был свидетелем, как американцы рассуждали о своем будущем после спорта - сколько денег они заработают на рекламе, куда их лучше вкладывать и так далее. Возможно, это слишком прагматично. Но нужно и об этом думать. Единственное, что я посоветовал бы Сапиеву, - не затягивать с выбором следующей профессии. Не надо слишком долго почивать на лаврах. Есть у нас такая ошибка ментальности: многие думают, что будут чемпионами во всем. Такие мысли надо гнать. Хотя я считаю, что у Серика все будет хорошо. Боксеры - ребята с головой, все понимают.
- А в каком виде спорта занимаются наиболее мужественные, стрессоустойчивые атлеты?
- В хоккее. Для меня он на первом месте. Хоккеист - это эталон спортсмена. На втором месте - боксеры. Этим людям приходится демонстрировать свое превосходство в бою. Это не просто соревнование, у кого сильнее удар или точнее бросок. Это настоящая битва - ты должен быть лучше, сильнее, быстрее, умнее. Если у тебя нет прямого контакта с соперником, ты не проявишь всех своих качеств. Хотите воспитать сына настоящим мужиком - отдайте в бокс или хоккей. Я много лет проработал в хоккее и заметил, что очень часто игроки после окончания карьеры остаются такими же настырными и целеустремленными. Есть, правда, у них и слабое место - хоккей не позволяет получать нормальное образование, и мальчишки забрасывают учебу уже в 5-6-м классе. Хотя бывают обратные случаи. У форварда сборной России Максима СУШИНСКОГО диплом юриста и своя адвокатская контора.
- Неужели и боксерам с хоккеистами нужны психологи?
- Психологи нужны всем. Многим кажется, что когда есть результаты, победы, премии, то психолог тут ни при чем. А зовут нас после разгромов, обидных поражений, череды неудач. Это неверный подход. Нужно понимать, что спортивная подготовка включает в себя физическую, техническую, тактическую и психологическую часть. Чемпион не может выйти на финишную прямую, если он находится в состоянии стресса, перепадов настроения. Задача психолога - научить человека контролировать себя в любой ситуации. Самая распространенная проблема - неумение показать себя во время соревнований. Человек может быть королем на тренировке, но приходит время старта - и он теряется. И без психолога его не вытащишь. К сожалению, не все спортсмены это понимают, некоторые даже боятся нас. А вот тренеры уже соображают что к чему, поэтому стремятся получить и образование психолога. В боксе уже есть несколько тренеров - кандидатов психологических наук. Я, например, знаю, что Николай ВАЛУЕВ - чувствительный, ранимый человек. Говорят, его легко обидеть. Сомневаюсь, что без хорошего психолога он стал бы чемпионом мира.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail: mikhail.kozachkov@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА