И спросила кроха...
На прошлой неделе в мажилисе презентовали законопроект “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. По словам одного из авторов законопроекта - депутата Алдана СМАЙЫЛА, ущерб маленьким казахстанцам может нанести распространение “печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное и правонарушающее поведение”. В свою очередь его коллега Дарига НАЗАРБАЕВА заявила: применить этот закон на практике будет весьма проблематично. “Мы еще к нашим казахстанским (провайдерам) можем худо-бедно применить наши законы. А помимо казахстанских там же огромное количество информации идет через Google, Youtube. В Youtube хотите музыку найти, а там выходит “порнушная” фотография. И попробуйте у ребенка отключить Youtube - невозможно! Я лично дома пыталась выключить это все”, - посетовала она. Так нужен ли подобный закон в Казахстане? На этот вопрос отвечают наши эксперты.
Тамара КАЛЕЕВА, президент фонда защиты свободы слова “Əділ сөз”:
Это уже перебор!
- Смущает то, что в этом вопросе мы идем ноздря в ноздрю с Россией - они подобный закон приняли совсем недавно. Там нелепости очевидны, а эффективность минимальна. А наши как будто этого не знают и не учатся на чужих ошибках. Я считаю, что абсолютно права Дарига Назарбаева: детей должны в первую очередь воспитывать родители. И никакие усилия телевизионщиков или маркировка кинопродукции не помогут. Потому что невоспитанный ребенок все равно будет нарушать все запреты. Родители не могут его контролировать 24 часа в сутки. Нельзя возлагать на законы задачу воспитания нравственно здорового поколения. Кроме того, все эти ссылки на вред психологическому здоровью мне кажутся гипертрофированными. Человека нельзя растить в идеальных условиях, как в ватном коконе. Он все равно растет для жизни и должен закаляться, должен все это видеть. А индивидуумы с какой-то патологией - это уже проблема родителей, врачей, педагогов. Мы не должны писать законы, беря эти патологии за критерий. Я надеюсь, что большого вреда этот закон не принесет. Конечно, это серьезное обременение и дополнительные расходы, эффективность которых весьма сомнительна.
Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА, исполнительный директор общественного фонда “Хартия за права человека”:
А вы детей спросили?
- Защитой прав детей уже занимаются все кто угодно, но только не специалисты. Прежде чем приступать к разработке такого законопроекта, его авторы должны были провести определенные исследования. Взять несколько фокус-групп, показать детям различные мультфильмы, фильмы, передачи и посмотреть, кто и как на это реагирует. Вот в России чуть было не запретили показывать в дневное время мультфильм “Ну, погоди!” - якобы он плохо влияет на детей. А для меня это добрый и поучительный мультик, который учит: сильный не должен обижать слабого. Так что в нашем случае должны поработать и сказать свое слово детские психологи, педагоги с многолетним опытом работы. А не так просто: захотели - сделали. Нужно смотреть, насколько такой закон соответствует Конвенции по защите прав детей. А то ведь таким образом можно чуть ли не любое произведение мировой классики признать плохо влияющим на детей и запретить его. В России недавно был случай: доморощенный психолог нашла в рисунках маленькой девочки фаллический символ (ей показалось, что хвост у кошки похож на фаллос), и на основании этого ее отца осудили - якобы он занимался половыми извращениями с дочерью. Так что, на мой взгляд, законопроект нужно сейчас отложить в сторону и провести серьезные исследования на этот счет.
Даулет ЖУМАБЕКОВ, юрист:
Всем не угодишь
- Сам принцип определенного ограничения, налагаемого на распространение информации, на мой взгляд, правильный. Я считаю себя традиционалистом, можно сказать, консерватором. И думаю, что бесконтрольное распространение агрессивной информации, разрушающей общественную мораль, нужно ограничивать. Я имею в виду прежде всего демонстрацию с телеэкранов, может быть, даже в некоторых печатных СМИ, сцен насилия, различных извращений и прочих таких вещей. Дети от такого должны быть ограждены. Это касается и Интернета, но прежде всего я имею в виду телевидение, так как это самый доступный источник информации. Я против пропаганды сексуального разврата, насилия, педофилии, гомосексуализма. Так что саму идею поддерживаю. Другое дело - практика: во что это выльется. У нас часто неопределенности в формулировке закона закладываются сознательно. И тем самым развязываются руки тем, кто применяет этот закон. Так что здесь могут быть перегибы. Однако любой закон всегда встречает определенное противодействие. Каждый закон расширяет чьи-то права, внося ограничения в отношении прав других лиц. Поэтому, конечно, всегда будут недовольные. Нет законов, которые бы нравились всем.
Галия АМИРТАЕВА, председатель республиканского общественного объединения учителей и преподавателей “Ар-Намыс”:
Закон - хорошо, родители - лучше
- Я полностью поддерживаю этот законопроект. Знаете, недавно мы с председателем нашего алматинского филиала Ириной СМИРНОВОЙ ходили в Институт политических решений и смотрели фильмы, которые создает молодежь. Я посмотрела три фильма. И была неприятно удивлена тем, что там показывается сплошное насилие и жестокость. Но ведь мы должны учить детей тому, чтобы они были сострадательными к чужой боли. А подобные фильмы как раз учат детей жестокости. Ведь юные зрители воспринимают увиденное как модель поведения. Так что нужно детей от такой информации ограждать. Раньше, в советское время, в книжках, учебниках были рассказы о том, как нужно себя вести. Например, был рассказ “Честное слово” - о том, что, дав слово, нужно его держать. К сожалению, сейчас таких поучительных рассказов практически нет. Сегодня и мультфильмы дети смотрят другие. А я хотела бы, чтобы моя внучка смотрела именно советские мультфильмы. Но нынешние дети их почему-то не воспринимают... Конечно, каждому поколению - своя информация, но все-таки мы должны ограждать их от каких-то сцен насилия и тому подобного. С другой стороны, не хотелось бы накладывать определенные ограничения на СМИ. Ведь не удастся полностью оградить ребенка от негативной информации. Взрослые должны прежде всего учить детей правильно ориентироваться в информационном море. И последнее: каким бы нужным ни был закон, он не заменит ребенку родителей, которые должны объяснять, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”.
Мадина АИМБЕТОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы