8418

На свою еду

Творчество молодой художницы Бахыт БУБИКАНОВОЙ уже изучают в вузах. Ну в одном вузе точно: магистры кинофакультета Академии имени Жургенова даже сдавали текущие рейтинги по полотну “Алматы I” - живописной экспликации современной казахстанской жизни, где действительность причесана сверху вниз, а полиция поворачивается к зрителю задом.

Про Бахыт в последнее время много говорят. Для самой художницы это кажется странным, поскольку период активного живописания у нее малость подзатух и она все больше участвует в сборных проектах. Сейчас, например, Бубиканова влилась в группу товарищей, изучающих среду посредством отсечения определенных чувств. Это значит, что художника приводят в какое-нибудь незнакомое место, завязывают глаза и словами пытаются объяснить обстановку. На основе слуховых впечатлений мастер потом пишет картину - и это тем более интересно, поскольку художники, как известно, слышат мир глазами.

А раньше Бахыт была более склонна к провокациям - свою первую персоналку она собрала из картин большей частью в жанре ню, со слегка угловатыми телами и выделенными органами по производству удовольствий и детей. Естественно, не обошлось потом без возгласов: “Ой-бай, как можно? Наши предки этого не делали!”. Непонятно, правда, чего именно не делали наши предки. Если речь про живопись - то да, действительно в степи не занимались ею, и основоположником казахстанской изографии является КАСТЕЕВ, а это уже ХХ век. Если же имелось в виду собственно ЭТО, то, разумеется, делали, причем достаточно успешно, за что им, предкам, огромная благодарность от всех нас.
Покупают работы Бубикановой не очень охотно - по словам самой художницы, реализация происходит раз в полгода-год. Цену себе набивать Бахыт тоже еще не научилась, не считает себя “особой художницей” и на вопросы отвечает с обескураживающей прямотой. “Почему вы выбрали живопись, а не фотографирование, как ваши расторопные сверстники?” - “Потому что у меня нет хорошего фотоаппарата, а краски стоят дешево”.
- “Алматы I” - это метафизика, - продолжает Бахыт. - Несколько совершенно разноплановых предметов, собранных в одной композиции и не вызывающих ощущения негармоничного нагромождения. Это мой взгляд на даун-таун мегаполиса. Белая расческа - символ акимата, белого, далекого и непонятного. Полицейские... Они словно не меня, а ОТ меня охраняют кого-то. Ну а игрушки - как народ, который удален от всего.

- Минуточку. Есть другие версии. Согласно одной, расческа - это гребень кровавого режима, который причесал действительность, а детский бантик - наши поруганные наивные надежды. Второй вариант: гребень вовсе не гребень, а ботинок государства, растаптывающий все под собой.
- И так тоже можно. Но вообще если раньше я строила из себя художника и что-то хотела сказать миру, то сейчас у меня период шутейного отношения к себе, искусству и миру. Для меня сегодняшней искусство - просто способ познакомиться с новыми людьми, встретиться с друзьями, поприкалываться, потрещать. Вот недавно на одной из наших безумных посиделок, не знаю, как ее назвать... Ну когда художники собираются и начинают гнать всякую ерунду? Попойка?

- Творческая встреча.
- Да, ха-ха, точно, творческая встреча! Ну вот на ней мы решили организовать шутливую выставку на тему культур-мультур. Будем шутить. Вообще в мировом современном искусстве самоирония - основной тренд. У нас же, напротив, все очень серьезно. Недавно мне предлагали участвовать в TedEx и посоветовали рассказать, какой у нас замечательный город и какие суперидеи можно придумать, чтобы сделать его еще краше. Я сказала: “Вы знаете, наша культура всегда было трагичной, не знаю, что тут можно придумать”. В результате приделала везде голые женские ноги как личный символ красоты и оптимизма. (Организаторы TedEx поделили город на шесть условных квадратов и попросили художников изобразить, как они их видят. Бахыт нарисовала поверх оптовки женские ноги. - Т.Б.)

- “Дианы грудь, ланиты Флоры прелестны, милые друзья / Но все же ножки Терпсихоры прелестней чем-то для меня” - поэтический намек не на собственно ноги, а на то, куда они ведут.
- Художница, с которой мы начинали, сказала недавно, посмотрев мои новые картины: “Где же вагина и все прочее? Мне их так не хватает”. А я прошла этот этап. Видимо, мне нужно было решить какие-то свои проблемы, я их решила и пошла дальше. Но, знаете, мне не хватает теперь внимания и общественного порицания. Люди же обращают внимание, когда разденешься или кровью распишешься. Канат ИБРАГИМОВ в свое время правильно сказал, что Москву можно покорить, только зарезав барана. У нас, видимо, то же самое.

- А вторую выставку не планируете?
- Планирую, но все никак не получается.

- Дело в деньгах?
- И в них тоже. Есть деньги - есть еда. Есть еда - есть хорошее настроение и вдохновение, появляются работы.

- А как же классическое “художник должен быть голодным”?
- Не знаю насчет мужчин, а женщина-художник голодать не должна.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть

Свежее