Майор Юрий РЕДЬКО: Мне звонить бесполезно!
Как шеф дорожной полиции Алматы подчиненных работать учил
Вчера новый начальник УДП ДВД Алматы Юрий РЕДЬКО (на снимке - справа) во всей красе показал себя во время работы общественной приемной: по его личному приказанию был задержан автомобиль с блатным номером, незаконно использовавший сигнально-громкоговорящее устройство. Для тех, кто не знает: штраф за использование такой техники может достигать 2000 МРП, а это более 3 миллионов тенге!
Похоже, дорожные полицейские Алматы поворачиваются лицом к водителям: вчера утром каждый желающий автолюбитель мог получить консультацию в одной из передвижных общественных приемных, организованных жолполовцами южной столицы. Главный пункт расположился в автобусе, припаркованном близ Центрального стадиона. Правда, несмотря на объявления по радио и ежеминутные приглашения в громкоговоритель, общаться с гаишниками народ не спешил.
Тем, кто все-таки отважился зайти в автобус, предлагалось заполнить анкету с девятью вопросами, среди которых был, например, такой: “Каково, на ваш взгляд, основное положительное качество сотрудников дорожной полиции?”. Водители спрашивали стражей дорог о наболевшем. Кого-то интересовало, нужно ли пропускать пешехода на широкой дороге, если “он еще во-о-он там, а я - уже здесь”, другие интересовались, можно ли убрать знак “остановка запрещена”, установленный, по их мнению, в неудобном месте.
Заместитель начальника отдела административной практики УДП майор Ерлан РАХМЕТ и его подчиненный капитан Булат ЗАЙДИНОВ на каждый вопрос отвечали подробно. Разумеется, спросили их о предложении поощрять водителей, если они будут предоставлять видеозаписи с нарушениями ПДД другими автовладельцами. Эту идею Казпотребнадзора в течение последней недели активно обсуждают в Казнете (см. “Камер у нас на всех хватит!”, “Время” от 8.11.2012 г.).
Так вот: запись с видеорегистратора не является доказательством чьей-либо вины, сообщил Ерлан Рахмет.
- В Административном кодексе есть статья 69 “Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности”. Установлен и срок - два месяца. Допустим, вы предоставите видеозапись с нарушением другого водителя, - сказал он. - Но как доказать, что оно произошло вчера или неделю назад, а не в прошлом году? Любой адвокат развалит такое дело в суде! Сейчас в суд попадают записи, сделанные сертифицированными и опломбированными регистраторами. Те же устройства, которые установлены в автомобилях обычных граждан, сертификацию не прошли. К нам постоянно поступают такие видеозаписи. Люди размещают ролик в Интернете и пишут: накажите виновного! Но по закону мы не можем этого сделать.
Тем временем в общественной приемной появился начальник УДП Юрий Редько. Он начал было выбирать наиболее удачное место для интервью журналистам, и в этот момент лихой водитель на “Тойоте Авалон” с номером А 461 KP прямо под носом у десятка гаишников включил сирену, разгоняя другие автомобили. “Догнать и привести сюда!” - скомандовал главный гаишник. Уже через 10 минут черная “Тойота”, зарегистрированная, как позже выяснится, на АО “Алматинские электрические станции”, в сопровождении полицейских подъехала к автобусу.
Управлявший “Авалоном” 25-летний Максат НАУРЫЗБАЕВ поначалу даже и не понял, за что его остановили, и явно не желал сотрудничать с дорполицейскими. Минут пятнадцать Юрий Редько и его подчиненные ходили вокруг иномарки, пытаясь найти, где спрятана сирена и как она включается. Только после недвусмысленных намеков, что автомобиль будет полностью разобран, “крякалка” волшебным образом заработала. Позже водитель сам вытащил ее из-под бампера и сдал полицейским.
- Сами видите, какую пользу приносят общественные приемные, - улыбался явно довольный Редько. - Тем более что мы их открываем в том числе и для того, чтобы у граждан была возможность обратить внимание на нарушения со стороны сотрудников УДП. К сожалению, пока отношения водителей и полицейских оставляют желать лучшего. Бывают, например, жалобы-компроматы на наших сотрудников. Всякое случается: человек нарушает правила, начинает спорить с полицейским, а потом пытается его выставить в негативном свете. Проводим тщательные проверки. Если инспектор виноват, привлекаем его к административной ответственности. Чистка рядов у нас ведется. Мы хотим сделать нашу дорожную полицию доступной и открытой.
Спросили Юрия Александровича и о том, как идет борьба с блатными водителями, способными с помощью “звонка другу” решить любую проблему на дороге. В частности, журналистов интересовало, не звонят ли при этом ему лично.
- Мои друзья знают: даже если они допустили какое-то мелкое нарушение, мне звонить бесполезно! - не без пафоса ответил Редько. - Лучше сразу отдать права и заплатить штраф. Я уже не говорю о том, чтобы кто-то из них сел за руль в нетрезвом состоянии, установил СГУ или подложные номерные знаки. Когда я только получил назначение на эту высокую должность, всех близких предупредил: лишь на личном примере можно показать, что законы надо уважать. И в моем окружении никто практически не нарушает! Я думаю, наша общая задача, чтобы все так же относились к правилам дорожного движения.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото автора, Алматы