Светлана ТАРАСОВА: Не лезьте в нашу копилку!
В Министерстве образования и науки РК начата проверка по обращению регионального директора английской образовательной компании Whizz Education Светланы ТАРАСОВОЙ (на снимке) по факту кражи интеллектуальной собственности Национальным центром информатизации (см. “На ком кепка горит?”, “Время” от 25.10.2012 г.).
Об этом нам вчера сообщил вице-министр образования и науки РК Саят ШАЯХМЕТОВ. В письме, адресованном в редакцию за его подписью, помимо прочего сказано: “Разрешение споров между двумя хозяйствующими субъектами (пусть один из них и является зарубежной компанией) в указанной области правоотношений законодательством Республики Казахстан не отнесено к компетенции МОН РК”.
Между тем англичане решительно настроены разобраться с нарушением права интеллектуальной собственности на образовательные ресурсы с привлечением соответствующего подразделения Министерства юстиции - комитета по правам интеллектуальной собственности. Если, конечно, Национальный центр информатизации (НЦИ) добровольно не признает факт плагиата, уберет скопированные уроки из поставок Минобру и уничтожит их.
О том, что в Казахстане планируется поэтапное внедрение электронных форм обучения школьников и студентов колледжей, министр образования и науки РК Бакытжан ЖУМАГУЛОВ сообщил в ноябре 2011 года во время V международного форума “Информатизация системы образования”. А уже в марте 2012 года по его поручению был создан Международный консорциум разработчиков цифровых образовательных ресурсов, в который, как и планировалось изначально, вошли пять зарубежных и семь казахстанских компаний. В их числе оказался подотчетный Минобру НЦИ во главе с Гуль НУРГАЛИЕВОЙ.
По договору о госзакупках, заключенному между МОН РК и национальным научно-техническим холдингом “Парасат”, на разработку электронных учебников в 2012 году из госбюджета было выделено 3 млрд. 56 млн. тенге. Таким образом, разработку каждого цифрового образовательного ресурса (ЦОР) государство оценило в 434 тысячи тенге.
Вскоре между участниками консорциума было подписано соглашение о разделе объемов услуг. Английской компании Whizz Education совместно с НЦИ достался объем в 478 ЦОР по математике для 1-4-х классов.
- Нами покрывались 250 ЦОР, то есть по 125 на каждом языке - русском и казахском, - рассказала нам Светлана Тарасова. - Остальные 228 НЦИ должен был разработать самостоятельно - без нашего участия. В первой поставке готовых и рекомендованных центром “Учебник” ЦОР, которая сдана Министерству образования и науки РК как окончательному заказчику, мы обнаружили частично или полностью срисованные наши ресурсы. Те ЦОР, которые мне показывала наша менеджер, не вошли в первую поставку. Таким образом, можно предполагать, что среди еще нескольких сотен ЦОР, проходящих экспертизу, есть множество с нарушенным интеллектуальным правом. А поскольку нам сложно назвать масштабы плагиата со стороны НЦИ, мы намерены добиться доступа к базе электронных ресурсов НЦИ по математике.
Уже после выхода нашей публикации “На ком кепка горит?” руководство Whizz Education получило из НЦИ за подписью Гуль Нургалиевой письмо о необоснованном обвинении в плагиате и готовности к сотрудничеству.
- Целый месяц с момента обнаружения факта кражи наших образовательных ресурсов я пыталась призвать НЦИ к диалогу, - говорит г-жа Тарасова. - В сентябре я неделю провела в Казахстане, пытаясь встретиться с Гуль Кумашевной, однако она так и не нашла для меня времени. И только после встречи с руководством холдинга “Парасат”, где меня заверили, что все интеллектуальные права Whizz Education будут сохранены, госпожа Нургалиева прислала мне письмо о готовности обсудить возникшие проблемы. Но встреча с ней так и не состоялась. Каждое мое действие было согласовано с руководством компании, и нашей задачей является исключительно урегулирование вопроса по интеллектуальной собственности.
Что касается денег, то на разработку 478 ЦОР по математике для начальных классов государство выделило свыше 200 млн. тенге. Несмотря на то, что во многих, якобы разработанных НЦИ образовательных ресурсах, были использованы, как утверждают англичане, их концепция и методика, выделенные государством деньги получил НЦИ как разработчик и правообладатель.
Не добившись должного сотрудничества от руководства НЦИ, несмотря на спущенные из холдинга “Парасат” инструкции, 23 октября Светлана Тарасова обратилась к министру образования и науки РК Бакытжану Жумагулову с просьбой о содействии в расследовании инцидента. Что покажет министерская проверка, мы очень скоро узнаем.
Александра АЛЁХОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
P.S. В публикации “На ком кепка горит?” в качестве руководителя проекта НЦИ была упомянута без указания отчества сотрудница Татьяна ЛЕВЧЕНКО. Как оказалось, в одном из казахстанских образовательных учреждений работает ее тезка, но с другим отчеством. Речь идет о разных людях.

