Минтранском: уроки мы выучим
На прошлой неделе в рубрике “Старые лица нового правительства” газета “Время” рассказала о деятельности Министерства транспорта и коммуникаций во главе с Аскаром ЖУМАГАЛИЕВЫМ (см. “Министерство невыученных уроков”, “Время” от 1.11.2012 г.). Надо отдать должное Аскару Куанышевичу: уже в день выхода публикации из МТК в редакцию пришел подробный ответ с отчетом председателей всех трех комитетов, входящих в Минтранском, и комментариями министра.
Комитет гражданской авиации (КГА):
Так полетим!
Напомним, мы писали о том, что уже больше трех лет казахстанским авиакомпаниям запрещено летать в Европу. Председатель КГА Бекен СЕЙДАХМЕТОВ признает: основными причинами включения перевозчиков в черный список Евросоюза стали “несовершенство авиационного законодательства РК, низкая квалификация и малая численность сотрудников КГА, не позволяющая осуществлять контроль и надзор за эксплуатантами на должном уровне”.
Глава КГА уверяет: чтобы вывести авиакомпании из черного списка ЕС, был разработан целый комплекс системных мер, ряд из них уже предпринят.
Во-первых, создано государственное предприятие “Центр по обеспечению безопасности полетов”, инспекторы которого прошли обучение по программе европейской тренинговой организации JAAT.
Во-вторых, принят новый Закон “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации”.
В-третьих, в 2013 году будет увеличена зарплата инспекторов КГА.
В-четвертых, структура КГА приведена в соответствие с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) - созданы управления, обеспечивающие надзор по всем видам деятельности гражданской авиации. Количество сотрудников комитета увеличено с 36 до 54 человек.
В-пятых, в августе 2012 года заключен договор с бюро технического сотрудничества ИКАО по обучению, стажировке и передаче опыта. В ноябре 2012 года в Казахстан прибудут девять иностранных специалистов, которые в течение года будут обучать местных инспекторов.
В-шестых, с 1 ноября 2012 года в Казахстане запрещена эксплуатация 15 самолетов Ан-24 и Як-40, не соответствующих международным требованиям безопасности.
В-седьмых, с 1 января 2015 года авиакомпании будут проходить аудит операционной безопасности IOSA.
Эти и многие другие меры, уверяют в КГА, направлены на устранение проблем, из-за которых мы оказались в черном списке.
По поводу недостаточного развития региональных авиамаршрутов в КГА уверяют: они принимают необходимые меры. Сейчас в Казахстане действуют 42 внутренних авиамаршрута, восемь из которых субсидирует государство. “Реализуются совместно с акиматами пилотные проекты по возобновлению внутриобластного авиасообщения (Восточно-Казахстанская и Карагандинская области). А в целом после проведения экономического анализа и технических расчетов по восстановлению аэропортовой инфраструктуры планируется реализовать такие проекты практически в каждом регионе, имеющем удаленные от областного центра населенные пункты”, - пишет нам Бекен Сейдахметов.
Министр Аскар Жумагалиев рассказал также о принимаемых мерах, направленных на снижение стоимости билетов. “В 2012 году начата либерализация рынка внутренних авиаперевозок. Так, по маршруту Астана - Алматы летает теперь три авиакомпании. Если в прошлом году по этому маршруту выполнялось семь рейсов в день, то в текущем - 11. Отмечу, что третий перевозчик зашел на рынок с более низкой стоимостью (на 30%). Рост количества перевезенных пассажиров составил 30%. Практически по всем другим авиамаршрутам также выполняют полеты по две авиакомпании, что обеспечивает пассажиру возможность выбора авиаперевозчика”.
В дальнейшем Минтранском вообще планирует отменить конкурс на внутренние авиамаршруты.
Комитет автомобильных дорог (КАД):
Нам любые дороги дороги
Председатель КАД Замир САГИНОВ нам сообщил: дорожные ограждения на разделительных полосах, как и во всех странах мира, устанавливаются на скоростных магистралях с четырьмя и более полосами движения. И такие конструкции предусмотрены на автодорогах Астана - Боровое, Щучинск - Кокшетау, а также на еще строящейся магистрали Западная Европа - Западный Китай.
Последнюю трассу злые языки называют “дорогой откатов”. Г-н Сагинов просит всех немедленно сообщить, “если есть какая-либо информация о каких-либо фактах отката”.
По поводу трещин на асфальтовом покрытии этой магистрали шеф КАД заверяет: “Указанные трещины были своевременно выявлены в процессе работ, не были приняты и оплачены. На сегодняшний день все дефекты устранены за счет собственных средств подрядчика”.
- Республиканские дороги, которые в настоящее время строятся в Казахстане, безусловно, отличаются от тех, которые строились 10-15 лет назад, - комментирует ситуацию министр Аскар Жумагалиев. - Сегодня используются самое современное оборудование, технологии строительства, активно применяется цементобетон, повышается прочность дорожного полотна. Если раньше высота так называемого дорожного пирога была 30-50 см, то сегодня - 80 см и более. Это говорит о том, что увеличивается их прочность, современные дороги строятся с допустимой 13-тонной нагрузкой на ось.
Сегодня строительством республиканских дорог в Казахстане занимаются казахстанские и международные компании из Южной Кореи, Италии, Турции, Ирана. Для контроля качества привлекаются также международные эксперты - инженеры из Австралии, Англии, Канады. Они проверяют качество материалов, берут пробы готового дорожного полотна, иначе говоря, контролируют весь процесс, чтобы все работы шли в соответствии с проектом.
В Минтранскоме заверяют: ход строительных работ на трассе Западная Европа - Западный Китай оценивается по пятиступенчатому контролю качества.
Комитет транспортного контроля (КТК):
Людей заменяют датчиками
Напомним, мы писали о претензиях к Минтранскому в связи с передачей процедуры обязательного техосмотра в частные руки, а также о коррупции, которую так и не удалось искоренить. В связи с этим председатель КТК Бахыт АБИШЕВ сообщает: для исключения возможности “заочного” прохождения техосмотра в правила организации и проведения ТО внесены изменения. Теперь помимо фотофиксации предусмотрен видеомониторинг процесса техосмотра автомобиля. С января 2013 года эта норма вступит в силу и станет обязательной. “Это позволит предотвратить проведение техосмотра автотранспортного средства без проверки на оборудовании и внесение недостоверных данных в диагностическую карту”, - обещают в КТК.
Кроме того, г-н Абишев информирует: недобросовестные центры техосмотра будут исключены из реестра. С января нынешнего года эта участь постигла уже восемь центров из 280 действующих по стране.
Еще одна проблема - контроль за перегруженным автотранспортом. В Минтранскоме признают: стационарные посты транспортного контроля работали неэффективно. Поэтому с этого года они были оснащены видеонаблюдением, теперь ведется круглосуточный мониторинг. Эта мера уже приносит свои плоды, уверяют в КТК: увеличился показатель выявляемости машин с перегрузом. Если с марта по ноябрь 2011-го сумма взысканных штрафов и сборов за проезд перегруженных фур составила 165 млн. тенге, то за этот же период нынешнего года - 439 млн., в 2,7 раза больше.
Из 35 стационарных постов транспортного контроля нынче работают только 11. Остальные закрыты в плановом порядке.
Чтобы сократить время взвешивания машин и устранить человеческий фактор при проверке фур, в этом году в Минтранскоме планируют начать внедрение автоматизированной системы взвешивания в движении. Первая арка будет установлена уже в ближайшей перспективе близ Астаны - на Карагандинской трассе. За два ближайших года их количество будет увеличено до 80.
Постепенно, после запуска арок, в КТК намерены закрывать стационарные посты транспортного контроля.
- Наряду с этим мы планируем на законодательном уровне установить отдельную категорию карьерных автотранспортных средств с ограничением их проезда по автодорогам общего пользования, - заявляет министр Жумагалиев. - А также прорабатываем возможность увеличения размера штрафа за превышение допустимых грузовых параметров.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
P.S. В статье “Министерство невыученных уроков” мы приводили фамилии бывших чиновников Минтранскома, привлеченных за последние годы к уголовной ответственности за коррупцию. К сожалению, в Минтранскоме эти факты комментировать не стали. Но пояснили: дела были заведены до прихода Жумагалиева в транспортное ведомство.