46349

“Факел” им в руки

Когда 17 июня 2000 года в Москве был застрелен “смотрящий” Тараза Владимир ЗУЕВ, многие в Казахстане вздохнули с облегчением. И кто бы мог подумать, что шлейф темных дел известного криминального авторитета будет еще долго витать над его родным городом - до сегодняшних дней...

В корпункт обратилась жительница Тараза Елена АЧИЛОВА:
- Имущественный спор, в который был втянут мой отец Влади­слав Николаевич БОБРОВНИКОВ, закончился тем, что папу… посадили. Я утверждаю, что отец невиновен. Здесь обыкновенное рейдерство, и за этим стоят “сахзаводские”!
Кто такие “сахзаводские”, в Таразе знает каждый. Просто показалось странным, что эта ОПГ, о ликвидации которой полиция рапортовала столько раз, все еще действует!
Мы встретились с Еленой, а поз­же и с адвокатом Владислава Бобровникова, и вот что они рассказали.

В 1993 году Владислав создал ТОО “Факел” - серьезное предприя­тие по строительству и производству стройматериалов с обширной базой, включающей 22 объекта, расположенной на территории примыкающего к городу Байзакского района. Его компаньо­ном в то время был Анатолий ТЕН, который позже забрал свои активы, и с 1998 года Влади­слав являлся единственным учредителем ТОО.
Как только предприятие набрало обороты, туда потянулись бандиты. Наведались “кировские”, затем “амангельдинские” - со своими “деловыми предложениями”. Но Бобровников держался стойко и разворачивал всех непрошеных гостей.
Наконец появился и лидер одной из самых весомых в ту пору в Таразе преступных групп “сахзаводские”, по совместительству “смотрящий” областного центра Владимир Зуев. Зуй не был оригинальным в предложении “делового партнерства”: он оказывает предприя­тию услуги по обеспечению экономической безопасности и личной неприкосновенности его руководства, за что ТОО платит ему деньги. Короче, уголовный авторитет предложил обыкновенное крышевание.
И Владислав вынужден был согласиться. Во-первых, “Факел” находился вблизи сахарного завода - в зоне, подконтрольной “сахзаводской” ОПГ, а по неписаным в те годы законам весь находящийся на этой территории бизнес должен был “отмечаться” местным ОПГ. Во-вторых, “сахзаводские” на самом деле были мощной группировкой, а Володя Зуев -
известным далеко за пределами Казахстана криминальным авторитетом. На дворе стоял 1998 год, времена были лихие, на улицах города то и дело звучали выстрелы, в массовых драках гибли десятки подростков, приобщаемых братанами к жизни по понятиям, а милиция расписывалась в полном бессилии…

Вскоре Зуев заявил о своем намерении построить совместно с директором спиртзавода Айтбеком БАЙКУРАЗОВЫМ (ныне покойным) на базе “Факела” технологическую линию по производству и розливу алкогольной продукции. И принудил Бобровникова перезаключить учредительный договор и переписать устав ТОО “Факел” с включением его, Зуева, как соучредителя. Но новоявленные договор и устав так и остались полуфабрикатом - Бобровников не перерегистрировал их в департаменте юстиции. Вернее, думал, что не перерегистрировал. Но об этом позже.
Технологическая линия тоже не появилась. В то же время Зуев на всю катушку использовал железнодорожный тупик, склады и автотранспорт базы для… перекачки неучтенной продукции с соседнего спиртзавода на свое личное предприятие “Хэмшел” по производству водки, находившееся в Жамбылском районе. Появилось у базы “Факела” и еще одно назначение - здесь разместилась зуевская “охранная фирма” с двумя десятками “охранников” - а попросту боевиков ОПГ, которые должны были смотреть в оба за принадлежавшими Зуеву казино, рестораном и всеми его владениями. В общем, “Факел” превратился в криминальную зону, где временами происходили бандитские разборки, куда привозили на пытки несговорчивых бизнесменов и куда милиции был вход заказан.
Видя такое дело, Бобровников подался в дальние края - в город Ангарск Иркутской области, чтобы держаться подальше от “злачного места”. Там он строил с российскими партнерами лесоперерабатывающий комплекс, а в Казахстане бывал наездами.
Когда в Москве убили Зуева, в Таразе забрезжили перемены. Влияние “сахзаводских” резко пошло на спад, хотя совсем эта ОПГ не исчезла. В 2005 году, когда Владислав Бобровников уже вернулся в Тараз и продолжил свою производственную деятельность на базе, уже очищенной от криминалитета, к нему вновь нагрянула братва и потребовала ни много ни мало пятьдесят процентов активов - якобы зуевскую долю. Бобровников объяснил “чисто конкретным пацанам”, что никакой доли их бывшего главаря здесь нет и быть не может. Братва как будто бы отстала.

А через четыре года появился новый претендент на собственность - жена покойного “смотрящего” Камиля ЗУЕВА. Надо сказать, жен у Володи было несколько: и в Таразе, и в Москве. Камиля являлась предпоследней официально зарегистрированной и, безусловно, мог­ла претендовать на собственность мужа. Вдова вчинила Бобровникову иск с требованием передачи ей “доли” покойного супруга. Вот тут и всплыли те давние “перезаключенный” учредительный договор и “переписанный” устав ТОО “Факел”. Оказалось, что они все-таки были зарегистрированы в органах юстиции на основании некоего заявления, написанного от имени Бобровникова, правда, не его рукой и подписанного совершенно не им, что подтвердила и почерковедческая экспертиза. Тем не менее Таразский городской суд принял этот сомнительный документ за основу, иск удовлетворил, и, таким образом, 50 процентов активов “Факела” стали зуевскими. Как, собственно, и хотелось братве. Кстати, в группе поддержки Камили на процессе был один из верных соратников главаря. У Бобровникова же по решению суда не осталось ровным счетом ничего, потому что другая половина уставного капитала отошла некоему Юрию ГРЕБЕНЮКОВУ, который в свое время, когда Владислав находился в России, управлял базой по доверенности от него. Этот “управляющий” тогда изрядно наколбасил - тоже пытался прибрать к рукам активы, но силенок не хватило.
А вот вместе с вдовой авторитета они - сила! Отобрать имущество им показалось мало, поскольку оно могло возвратиться к хозяину в последующих судебных разбирательствах. Необходимо было заставить Бобровникова замолчать всерьез и надолго. И в июле 2011 года Гребенюков пишет на Бобровникова заявление в финполицию, обвиняя своего бывшего работодателя в… мошенничестве. Финполиция в мгновение ока возбуждает на Бобровникова уголовное дело и почему-то тут же сбагривает дело в полицию. А вот там, напротив, берутся за расследование с таким рвением, что даже не замечают, что заявителем является Гребенюков, а потерпевшей проходит… Камиля Зуева!

В августе нынешнего года дело с обвинительным заключением, где предпринимателю Бобровникову вменяется мошенничество, самоуправство, подлог и сокрытие официальных документов, было передано в суд. Судья суда № 2 Азамат ТЛЕПОВ по “сокрытию” подсудимого оправдал, “подлог” отмел как излишне вмененный, а по первым двум статьям отправил его, 63-летнего пенсионера, за решетку! На 3 года.
- Считаю данный приговор незаконным и несправедливым, - заявляет адвокат Бобровникова Бахадир АБДУЛКАСИМОВ. - В данном случае вообще никакого уголовного дела быть не должно - здесь, по большому счету, чисто имущественный спор частного характера, разрешаемый в гражданском порядке. Но сегодняшние рейдеры, поддерживаемые организованной преступностью, идут на все, не гнушаясь даже ложными доносами и “использованием” в своих интересах право­охранительных органов!
- Двадцать с лишним лет отец трудился не покладая рук, создавая производственную базу, так мало того, что у него все отняли, его же еще и посадили! - возмущается дочь Елена. - У нас любят поговорить о защите малого и среднего бизнеса со стороны государства, но вот факт: трудягу-производственника у всех на глазах обобрали и растоптали. И где же обещанная защита?

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail: vibornova@time.kz, фото Ольги ЩУКИНОЙ

Поделиться
Класснуть