8326

Обнажённая душа

Ее творчество знают и ценят за границей. А дома не принимают в Союз художников. Впрочем, мастер кисти Ляззат МАРАЛБАЕВА (на снимке) на этом не заморачивается, а продолжает творить.

За плечами художницы выставки в Бельгии, Германии, Италии, Франции, Японии. Ее картины находятся в частных коллекциях в Европе и России. Она работает в двух направлениях - фигуратив и абстракция. Любит экспериментировать и регулярно удивлять новыми проектами.
...Мы сидим в святая святых - мастерской художницы - и ведем разговор о востребованности искусства в нашей стране, о том, что наши люди прячут души, о жанре ню и архитектуре.
- Рисовала я всегда, сколько себя помню, - улыбается Ляззат. - Правда, к живописи путь был долгим. После школы мечтала поступить во ВГИК на актерский факультет, но папа сказал: “Искусство не кормит”. В итоге подала документы в архитектурный институт, но там был огромный конкурс, и я, естественно, не прошла. Год посещала курсы, где меня научили правильно строить рисунок, тени накладывать, но эта арифметика убивает душу. Потом мне предложили поехать учиться в город на Неве. Я поступила в питерский архитектурный, но через полтора года по состоянию здоровья и из-за двойки по математике вернулась домой. И снова подала документы в наш институт, который успешно окончила. Десять лет работала проектировщиком. Родила четверых детей - и однажды обнаружила, что в семье рисуют все, кроме меня. В 1989 году впервые приняла участие в авангардной выставке “Перекресток”. Я тогда выставила экспрессивную работу “Песня”, которую потом купил коллекционер из Югославии. Кстати, тогда на выставку был приглашен искусствовед из Москвы, который всех охарактеризовал, к какому-то стилю приписал, а меня - нет. Сказал, что работа хорошая, но так и не смог определиться, в каком стиле она выполнена.

Потом они с мужем, известным художником Аблаем КАРПЫКОВЫМ, написали две большие картины для казахстанского посольства в Бельгии. Работы до сих пор там висят. С того времени Ляззат регулярно выставляется в Европе. Среди ее творений очень много полотен в жанре ню. При этом художник совершенно не работает с натурой - все сюжеты рождаются в голове.
- С натуры ты пишешь именно натуру, а у меня другая задача - соз­дать картину.
Меня часто спрашивают, почему я рисую обнаженных женщин. Потому что я сама женщина и хорошо знаю женское тело. К тому же искусство ню - это умение показать обнаженность человеческой души. Наверное, когда я рисовала ню, у меня была потребность обнажить свою душу. Хотя, когда я первый раз создавала обнаженку, у меня не хватило краски на одежду, чтобы прикрыть наготу. Работа всем понравилась, и я решила оставить ее в таком виде.
Обнаженные женщины Маралбаевой в Европе воспринимаются на ура. Там это не просто обнаженка, а олицетворение материнства.
- У нас, когда видят мои картины ню, восклицают: “Какие сиськи!”. У них же совсем другое восприятие. В Европе вообще к искусству иной подход. В Брюсселе в Музее современного искусства обычное дело - увидеть женщину с коляской, которая ходит и смотрит картины. У них потребность в искусстве. На выставки приводят детей. Заходишь и видишь: сидят в кружочке малыши 5-7-летнего возраста и гид рассказывает им о картинах. Они с детства разбираются в стилях, направлениях, знают имена художников. А у нас люди привыкли свои души прятать.

Впечатляют картины Ляззат и в абстрактном стиле. Причем работать она предпочитает маслом, потому что считает - этой палитрой можно передать все, что угодно.
- Порой приходят люди и говорят: “Что за мазня? Я тоже так смогу”. Я не обижаюсь и не пытаюсь объяснять им, потому что это бесполезно. Наших людей интересует только, продаются картины или нет. Это самый некорректный вопрос, который всегда задают. А еще часто спрашивают: “Если вы так востребованы в Европе, почему же не уезжаете туда работать?”. Здесь мой дом и мои корни. И потом все равно, где творить. Главное, чтобы было вдохновение!

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть