13649

Постпограничный синдром

После трагедии на погранпосту “Аркан-Керген” и совершенного нескольким позже пограничниками побега с погранзаставы “Терсайрык” мажилисмены всерьез озаботились ситуацией, складывающейся на границе. В связи с этим они инициировали принятие совершенно нового закона “О государственной границе”.

По словам председателя комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулена АШИМБАЕВА, парламентарии намерены включить в новый закон нормы, позволяющие не допустить повторения ситуаций на “Аркан-Кергене” и “Терсайрыке”.
Ашимбаев также сообщил: народные избранники планируют осенью выехать на один или несколько участков государственной границы и “пообщаться с личным составом”.
Действующий Закон “О государственной границе” был принят в 1993 году. Последние поправки в него вносились около 5 лет назад. По мнению мажилисменов, он морально устарел.
Но можно ли только законодательными мерами обезопасить страну от второго “Аркан-Кергена”? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам.

Досым САТПАЕВ, политолог:
Взялись, да не с того конца
- Инициатива депутатов вполне естественна: они же должны были хоть как-то отреагировать на события на “Аркан-Кергене”, вызвавшие огромный общественный резонанс. С другой стороны, наивно ожидать, что правильные законодательные поправки смогут улучшить ситуацию быстро и эффективно. Ведь проблема не в том, что в Казахстане существуют несовершенные и неэффективные законы, а в том, что во многих государственных структурах, в том числе и  силовых, накопилось немало внутренних проблем, которые надо решать быстро и комплексно. Попытки сделать это с помощью законодательных поправок - быстро исправить эту ситуацию - имитация бурной деятельности. Может быть, депутатам лучше было бы создать совместную с силовиками комиссию, которая провела бы собственное расследование всех причин и заглянула бы более глубоко в эту проблему?! Возможно, они пришли бы к иным выводам - в частности, о необходимости реформировать правоохранительную систему Казахстана, силовые структуры, в том числе Комитет национальной безопасности. От этого было бы больше пользы!

Сергей ЗЛОТНИКОВ, исполнительный директор ОФ Transparency Kazakhstan
Зри в корень!
- Корень зла - в наборе в армию, в коррупции, царящей в военкоматах. Сегодня набор в Вооруженные силы отнесен к государственным услугам и не переведен в цифровой формат. Проблема заключается не в принятии новых законов, а в том, что они просто не исполняются! Необходимо навести порядок в военкоматах и изгнать оттуда коррупцию. Надо посмотреть, кто вообще служит в армии. Я бы очень хотел увидеть список представителей нашей элиты, в том числе и депутатов, у которых хотя бы один ребенок служит в армии. А само по себе принятие нового закона ничего не решит. У нас плодят новые законы, не замечая при этом, что старые не работают.

Мурат АБЕНОВ, депутат мажилиса:
На границу - только лучших
- Я согласен, что необходимо внести изменения в законодательство и в первую очередь связанные с качественным подбором в состав пограничных войск. В прошлом году я находился в командировке в южном регионе, где встречался с призывниками, которых только набрали в пограничную службу. Когда я поговорил с командирами, выяснил, что в личном составе уже были несколько нар­команов, которые состоят на учете, и ребята очень слабые психологически и физически. Когда я стал выяснять, почему так случилось, командир мне рассказал, что сегодня погранвойска формируются по остаточному принципу. Они ведь относятся не к Министерству обороны, а к Комитету национальной безопасности.
Как бы то ни было, Минобороны отбирает себе самых лучших призывников, а те, кто остается - низкорослые, с различными заболеваниями, низкими интеллектуальными способностями, - направляются в погранвойска. Между тем сотрудники КНБ должны владеть несколькими языками, иметь соответствующие моральные и деловые качества, физичес­кое здоровье и т.д. Но посмотрите на наших пограничников! Они даже внешне выглядят невзрачными: слабые, маленького роста. К примеру, на казахстанско-узбекской границе узбекские пограничники все рослые, подтянутые, спортивные, а с нашей стороны - маленькие, щупленькие. Тот командир жаловался, что и морально-психологические качества новобранцев оставляют желать лучшего. Поэтому, я думаю, в первую очередь надо четко определить, к кому относятся погранвойска, и ввести жесткие критерии отбора на службу в пограничных войсках. Я думаю, туда должны отбирать самых лучших: физически здоровых, умных ребят, которые не привлекались к административной или  уголовной ответственности. Ведь от этого рода войск зависит безопасность всей страны. И вообще это должны быть комплексные меры. Министерство образования должно уделять больше внимания начальной военной подготовке, в вузах пора разобраться с различными прикормившимися военными кафедрами, которые не выполняют своей функции, Министерство обороны должно заняться воспитанием патриотизма и политической грамотностью в армии и т. д.

Андрей ГРИШИН, сотрудник Казахстанского бюро по правам человека:
Закон у нас - что дышло…
- Я посмотрел действующий закон и не нашел ничего нового, что можно было бы туда включить. Все то, что произошло на “Аркан-Кергене” и “Терсайрыке”, это форс-мажорные обстоятельства, которые трудно было предугадать. Что можно сделать в этом случае? Принять закон о защите пограничников? Это нелепо. Поснимать всех за разгильдяйство - тоже не выход. Поэтому я без восторга отношусь к этой затее.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть