Снялись - и поехали
Неоднозначную реакцию вызвала первая казахстанская драма в 3D “Возвращение в А”. Глава государства назвал этот фильм поучительным для молодежи, воины-“афганцы” сказали, что картина про войну, но не о войне, а зрители - одни хвалят, другие ругают, но тем не менее сеансы проходят с аншлагом. О том, как появился этот проект и кто стал прототипом главного героя, рассказал продюсер и исполнитель роли легендарного Кара-майора Арман АСЕНОВ.
Хотелось бы заострить внимание на именах настоящих героев наших дней - кавалере трех орденов Красной Звезды полковнике Жумабеке АЮБАЕВЕ и Кара-майоре Борисе КЕРИМБАЕВЕ, о которых и повествует фильм. Аюбаева, кстати, называли казахским Маресьевым. Потеряв в бою ногу, молодой капитан, едва освоив протез, стал писать письма министру обороны, чтобы вернуться в строй. И добился своего, но чего это ему стоило. Марш-бросок на 25 километров с пулеметом на плече убедил военное руководство, что он может продолжить службу. Казахский Маресьев служил под началом легендарного воина Керимбаева, за чью голову афганский полевой командир Ахмад Шах МАСУД назначил награду в миллион долларов.
- Когда я семь лет назад услышал эту историю, то сразу же загорелся идеей снять фильм о нашем казахстанском герое, - рассказывает Арман. - Ведь про этих людей почти никто ничего не знает. Если мы своих героев не будем показывать, то кто это сделает за нас? Однако наша картина не совсем биографическая - здесь достаточно художественного вымысла. Кстати, впервые Афганистан был снят зимой. Мы очень переживали на этот счет, но после первого показа в Москве поняли, что напрасно нервничали. Председатель Союза афганцев России Руслан АУШЕВ и губернатор Московской области Борис ГРОМОВ сказали: “Фильм про войну, но не о войне. И это правильно. Из пяти картин, снятых про Афганистан, у вас самый лучший”. Меня часто спрашивают, почему мы решили снять картину в 3D. В кино ходит молодежь 12-25 лет, поэтому мы и решили сделать фильм в формате, отвечающем требованиям современной молодежи. Наше кино, как, впрочем, и российское, сейчас не отбивает свои бюджеты. Люди приходят в первую очередь на американские фильмы, если их нет, то на российские. А наши картины вообще стоят в последнем ряду. Мы хотим изменить эту тенденцию.
- По какому принципу подбирался актерский состав?
- Мы на “Казахфильме” сделали сначала фото- и видеопробы. На каждую роль было по нескольку кандидатов, но мы отобрали по три, и худсовет уже решал, кого утвердить окончательно. В итоге главная роль досталась Берику АЙТЖАНОВУ, и он прекрасно справился с задачей. Что касается женской роли, которую сыграла замечательная Карлыгаш МУХАМЕДЖАНОВА, то на эту позицию мы изначально хотели утвердить другую актрису. Пробы шли три дня. В первый день снимали, например, романтическую сцену, на другой - что-то еще и т.д. Так вот первую пробу она прошла отлично. На второй попытке сломала руку. Мы подумали, что до съемок есть время и все заживет. На третий день она пришла на костылях - обе ноги были в гипсе: на нее упала какая-то дверь. Вообще в картине было много мистики, которая постоянно проявлялась. На роли, которые сыграли российские актеры, тоже был большой кастинг. На вторую главную роль пробовались многие известные актеры, но в итоге выбор пал на Дениса НИКИФОРОВА. Кроме него в картине появляются в маленьких, но ключевых ролях такие известные актеры, как Андрей СМОЛЯКОВ, Гоша КУЦЕНКО.
- Вы тоже не остались в стороне и сыграли Кара-майора. Когда я смотрела фильм, у меня сложилось ощущение, что вы прожили жизнь своего героя.
- Спасибо. На эту роль, как и на все остальные, был приличный кастинг. Но сыграть Кара-майора именно мне предложил сам Борис Керимбаев, сказав, что у нас с ним есть внешнее сходство. Во время съемок мы с Борисом Тукеновичем жили в одной комнате, и я мог наблюдать за ним, чтобы сыграть эту роль максимально достоверно. Вообще у меня интересно получается: в фильме “Десант” я сыграл лейтенанта, в “Возвращении в А” - майора, а на днях “В обратной стороне-2” - генерала (смеется).
- Сложно было работать с Егором КОНЧАЛОВСКИМ?
- Наоборот, очень легко. Хотя он не профессиональный режиссер (по образованию - искусствовед, специализировался на творчестве Дюрера и Рембрандта. - Н.П.), но у него хорошее чутье. По вечерам он собирал актеров и каждому ставил задачу. Это были доверительно-дружеские посиделки. Ни одного слова по ходу съемок не поменялось. Это та советская школа, от которой многие наши режиссеры уже отошли. В советском кинематографе было очень строго с этим. Слово в сценарии меняешь - нужно было ехать в Госкино и утверждать. Рецензоры при монтаже сидели и по сценарию все сверяли. Сейчас у нас запускаются с одним сценарием, когда фильм выходит - там совсем другой сюжет. Во время написания сценария мы много раз с Егором вмешивались в процесс, но драматурги с пониманием относились к этому. Сколько раз переписывался сценарий? Фильм сняли по шестому варианту.
- И много чего вы поменяли?
- Несколько эпизодов. Например, придумали эпизод, когда Карлыгаш убивает главного талиба. Ее героиня как бы замутила всю эту поездку, но на протяжении пути никак себя не проявляла. Мы решили добавить героине особого шарма и дописали эпизод с убийством. Когда Карлыгаш узнала об этом, то была в шоке, но блестяще справилась с задачей. Причем сняли все с одного дубля.
- Как вы думаете, “Возвращение в А” отобьет свой бюджет (5 миллионов долларов)?
- Надеемся. В следующем году фильм выйдет на большой экран в России. Кроме того, уже сейчас лентой заинтересовались на многих международных фестивалях, где мы постараемся его выгодно продать. В ноябре мы едем на кинофорум во Францию, а потом в Индию.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы




