Семеро по лавкам
Завершился фестиваль полной и безоговорочной победой казахстанского кинематографа над самим собой образца прошлого года: лучшим режиссером признан Нариман ТУРЕБАЕВ с “Солнечными днями”, а лучшим фильмом - “Перед грозой” Ерлана НУРМУХАМБЕТОВА и Сано СИНДЗЮ (г-н Синдзю финансировал производство картины, поэтому она считается совместной казахстанско-японской).
Кое-кто, конечно, начал говорить о конъюнктуре и протекции местных кадров. Но что поделаешь, если казахи снимают лучше всех остальных в мире? С этим же невозможно бороться!
Как всегда, было очень много звездных гостей: Сигурни УИВЕР, Джон КЬЮСАК, КИМ Ки Дук, возглавивший жюри... Кстати, перед фестивалем все журналисты жаждали интервью с корейской легендой мирового кино, но одновременно и не ждали, потому что тот якобы намеревался уйти в молчанку. В результате Ким Ки Дук оказался самым доступным из звезд: интервью направо и налево, бесконечные ужины-обеды-банкеты, фотографирование с фанатами. Его единственного можно было запросто увидеть в фойе кинотеатра и спросить между делом что-нибудь вроде:
- Вы как считаете, национальное кино - это объективная реальность или существует только общечеловеческое киноискусство, как утверждают глобалисты?
- Конечно, я за национальное кино. У каждой нации свой взгляд на вещи, и именно этим она интересна!
* * *
Занятно, что у корейской нации тоже свой взгляд на самого яркого корейского режиссера современности. Причем взгляд не любовный - на родине Ким Ки Дука, как говорил Данила БАГРОВ в “Брате”, “не очень”. Автор этих строк просто измучился, придумывая, как бы спросить создателя “Плохого парня” об этом, не потревожив нежных чувств. Не скажешь же: “Вот вас дома терпеть не могут, не трудно с этим жить?”
Совместно с коллегами была-таки найдена удобоваримая форма:
- Очень часто великих художников не понимали сограждане-современники. Не избежали этой участи ни КУРОСАВА, ни БЕРГМАН...
- Вопрос обо мне, - сразу въехал в тему Ким Ки Дук. - Да, меня не любят в Корее. Но меня это не волнует, потому что я снимаю кино не для корейцев, а для всего человечества.
* * *
Пока корейская легенда самозабвенно превращалась в рубаху-парня, российские гости только укрепляли свой имидж мегазвезд планетарного масштаба. Так, несравненные Сергей АСТАХОВ и Елена КОРИКОВА на следующий день после открытия фестиваля должны были раздавать “эксклюзивные” интервью. Но у пары были другие планы на этот день: Астахов с Кориковой закрылись в номере отеля, трубки не поднимали, никого не впускали. И так до самого отлета.
Никто не мог даже предположить, что делали все это время российские товарищи вдвоем в номере.
И только апологеты немецкого кинематографа тихо улыбались в сторонке.
* * *
Впервые на фестивале было так много европейских продюсеров, представителей кинофондов и дистрибьюторов. Они, в частности, рассказывали о том, как могут казахстанские режиссеры получить финансирование за рубежом. Смысл сводился к тому, что выбить деньги сложно, но можно, а самое главное - где взял, там и отдал: все средства, полученные, например, от германского фонда, ты обязан потратить там же, в Германии, и еще лучше в административном регионе базирования фонда.
Все это очень огорошило некоторых наших кинематографистов, потому что они привыкли деньги брать здесь, а тратить за границей, попутно расширяя свой географический кругозор. Рассказывают, например, что на “Казахфильме” пытались защитить проект, съемки которого должны пройти в 7 странах мира. Причем не факт, что Казахстан входит в их число.
А как иначе? Разве может режиссер снять полноценное кино, если он и мира-то не повидал?
* * *
Захватывающим по названию, но скучным по содержанию получился “круглый стол” на тему “Нужны ли нам фестивали?”.
Участники “круглого стола” - их было немало, и все один представительнее другого - рассказывали так “увлекательно”, как будто только что закончили курсы по введению в гипнотический сон. Исключением стал только Жоэль ШАПРОН, представлявший Каннский кинофестиваль. Ну и в очередной раз порадовал режиссер Ермек ШИНАРБАЕВ - после того, как г-жа Абикеева поведала аудитории о том, как развивалась “Евразия” и что представляет собой сейчас, он воскликнул:
- Ну надо же, как интересно! Вы знаете, я сам живу в Казахстане, а только сейчас узнал, что такое фестиваль “Евразия”!
Остается добавить, что г-н Шинарбаев не только живет в Казахстане, но и на “Евразии” работает уже шестой или седьмой год.
Вот это я понимаю - компетентность!
* * *
Судя по всему, мы и наши зарубежные друзья не совсем сходимся в оценке приоритетов фестиваля. Если отечественные киноведы утверждают, что главная миссия “Евразии” - это продуцирование и укрепление имиджа казахского кино на международной арене, то, к примеру, программный директор Венецианского кинофестиваля Алена ШУМАКОВА заявила:
- Имидж создавать не надо, его давно создало казахстанское арт-хаусное кино.
И посоветовала помогать местным режиссерам научиться лучше представлять себя на мировых форумах.
Не понимает г-жа Шумакова, что имидж, созданный казахским арт-хаусом, и имидж, который хотелось бы нам создать, похожи друг на друга, как отара овец на программу “Индустриализация-2020”.
Ей, может, все равно, а нам здесь жить.
* * *
Перед открытием фестиваля ползли слухи о том, что финансирование “Евразии” резко срезали. Потом люди в теме объяснили, что если раньше на событие бюджет выделял $2 миллиона, то теперь он выделяет столько же, просто сумма делится поровну между “Евразией” и фестивалем экшн-фильмов ASTANA Тимура БЕКМАМБЕТОВА.
Что показательно, секвестирование не повредило фестивалю, а даже, может быть, пошло на пользу. Ну да, по красной дорожке не гулял аким Алматы и прочие официальные лица, а на вечерних тусовках для кинематографистов на третий день исчезли даже салаты - зато атмосфера стала более деловой и рабочей. Примерно то же самое в свое время произошло со “Звездами Шакена” - как только у фестиваля начались проблемы, так сразу он заиграл новыми красками и задышал без жировой одышки.
Другое дело, что можно отлично сэкономить, вообще не проводя фестивали - и такие прецеденты были.
Но раз “Евразия” прошла в седьмой раз, значит, это кому-нибудь нужно.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА