5739

Бабушка рядышком с девочкой

Раскрывать подробности сюжета фильма вообще-то нельзя, но если очень хочется, то чуть-чуть можно. Потому что в случае с новой картиной Ерлана НУРМУХАМБЕТОВА Перед грозой” утаивание драматургических коллизий не позволит оценить всю многомерность постановки. А самому зрителю, даже обладающему недюжинной фантазией, как-то сложно представить историю, в которой бабушка-алтайка умирает в казахском ауле, после чего ее дух переселяется в приезжую русскую девочку, решающую впоследствии выйти замуж за казаха (кстати, снят фильм на японские деньги и уже приглашен на основной конкурс Токийского кинофестиваля и фестиваля “Евразия”).

- Ерлан, скажи честно, это комедия?
- Даже не знаю, как описать жанр... Скорее всего, мелодрама с элементами иронии.

- Сюжет сам придумал?
- Основу я написал давно, но там главная тема была другой. Дело происходит в ауле. После отъезда родителей дети остаются одни дома и в течение дня занимаются обычными хлопотами. Вот они одни, сами по себе, и в какой-то момент мимо проезжает русская семья на мотоцикле. Русские заходят в дом: “Можно у вас воды попить?” - “Можно”. - “А передохнуть чуть-чуть?” - “Можно”. Полчаса побыли, девочка поиграла, потом уехали, сфотографировавшись на память. Родители возвращаются поздно, дети уже спят. Все на прежнем месте, только фотография на столе стоит.

- Это на тему казахского гостеприимства?
- Это о том, что если у тебя открыты двери, то они открыты всегда. В генах.

- А каким чудесным образом сценарий претерпел такие метаморфозы?
- Есть такой замечательный человек - японец Ано. В 90-х, когда мы только обрели независимость, он работал в посольстве Японии. Познакомился с нашей “новой волной”, ему очень понравилось видение тех режиссеров, он влюбился в казахское кино и вообще в Казахстан. Ано стал собирать деньги, откладывая с зарплаты. В течение двух-трех лет накапливал какую-то сумму, а потом вкладывал ее в производство наших картин - например Серика АПРЫМОВА, Амира КАРАКУЛОВА. Досконально изучил кинопроизводство - кажется, нет ничего, чего бы он не знал. Я поражаюсь просто.
Мы познакомились с ним на какой-то документальной картине, после чего Ано пригласил меня в Японию, чтобы обсудить новую совместную работу. Достали там всё, что писали в стол. Остановились на моей истории. Ну еще начали развивать ее, Ано сам добавил бабушку - у них, японцев, мистика же своя. Решили снимать, но проблема заключалась в том, что на тот момент все мое время было плотно расписано. В результате сняли буквально за две недели. Конечно, будь денег и времени побольше, можно было бы вывести картину в абсолют. А так есть огрехи, вопросы... Но в целом я доволен.

- Не думаешь, что получился снова привет из 90-х про казахский аул, овец, детей и спартанский образ жизни?
- Если смотреть именно с этой точки зрения, то да, ощущение прыжка во времени есть. Но мы же все ищем в кино какой-то казахский код. Где у нас начало? Что определяет нашу суть? Вот и я ищу по-своему. Не думаю, что наш фильм - голимая копирка с 90-х...

- С другой стороны, казахский аул - это ведь вневременная субстанция. Разница между аулом 20-х, 90-х и 2000-х не очень большая, а кое-где исчезающе мала, несмотря на инновации и модернизации. Может быть, это и хорошо?
- Конечно, аул такой же. И когда я приезжаю к своим (часто бываю в ауле), то вижу, что ковшик на том же месте и ведро там же, что и 20 лет назад. Как будто никуда и не уезжал. С другой стороны, именно там я получаю подпитку для творчества, там у меня появляются новые мысли и желания. Это мое.

- А не боишься, что тебя будут обвинять в изображении бедной сельской жизни в то время, как паровоз вперед летит?
- Боюсь.

- Есть что ответить?
- Нечего, по большому счету. Я просто хотел показать маленькую историю обычных людей, у которых двери и сердца открыты. Я много думал об этом, и мне кажется, что наша настоящая сила в нашей открытости и беззащитности. Конечно, воинская доблесть - это вообще отдельный блок, и про него тоже снимают кино, но другие люди. У меня своя позиция.

- Кстати, есть такое мнение, что казахам надо завязать с историческим кино, потому что мы еще не созрели и боремся со своими комплексами посредством фильмов о том, какие у нас были крутые предки.
- Интересная точка зрения, но я что-то не слышал о стране, которая бы законсервировала кинопроизводство на какую-то тему - вот, мол, следующее поколение все расставит по местам. В теории, наверное, это хорошо, но на практике нереализуемо. Представь, что перед нами река. Чтобы переправиться на другой берег, надо плыть, намочившись при этом с головы до ног. Еще есть мысль прыгнуть на облачко и вместе с ним перелететь через поток. Идея отличная, кто бы спорил. Но не получается так. Поэтому будут снимать и историческое кино, и боевики, и мелодрамы, и про аул.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, tulegen@time.kz, фото из архива Ерлана НУРМУХАМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее