Хеппи-энд для Касымовых
Я в гостях у Болата и Жанар КАСЫМОВЫХ - родителей девятерых детей. Не успеваем толком познакомиться,как наш разговор прерывает пронзительный звук сирены.
Вздрагиваю от неожиданности. Хозяйка понимающе улыбается: - Поначалу мы тоже никак не могли привыкнуть, что живем фактически в пожарной части!
Из гаража на первом этаже выезжают на вызов пожарные машины, а на третьем в общежитии - квартира Касымовых. Его семья постоянно в гуще событий. Когда Болат выходит на дежурство, с тревогой считают сигналы: вот первый пожар, второй, третий…
- Сейчас стало поспокойнее, - говорит Жанар. - Вот в 1997-98 годах, когда страшные пожары - один за другим - уничтожали сосновый реликтовый бор, мы надолго лишились сна. Болат с сослуживцами на неделю уезжали в лес. Возвращались прокопченными, голодными, с бородами! А мы все это время лезли на стенку от неизвестности. Ведь раньше у нас не было сотовых телефонов!
Как муж тушит пожар, Жанар видела лишь один раз в жизни. В 2004 году с Болатом во время его отпуска поехала к родственникам в Жангизтобе. Тогда она носила под сердцем самого младшенького, Зангера.
- В квартире находились я, сестра с зятем и Болат, - вспоминает Жанар. - Время шло к ужину. Я на кухне резала мясо. Тут выяснилось, что закончился газ. Когда зять попытался поменять баллон, вырвался язык пламени! Мгновенно загорелось все - баллон, палас, корпешки! Мы все выбежали на улицу, а Болат невозмутимо выносил из квартиры документы, телевизор, видеомагнитофон…
Пожарная машина прибыла только через 20 минут после вызова. В ней находился кроме водителя один пожарный, который не знал, с какой стороны подойти к рукаву! Болат сам подключил рукав, забрался по лестнице к окну кухни на втором этаже, объятой огнем, выбил стекла и направил струю воды в самое пекло. Потушив пожар, поднялся наверх, чтобы вытащить злополучный баллон.
- Он рисковал жизнью! - восклицает Жанар. - Ведь баллон мог взорваться прямо в его руках! Если бы он не оказался на тот момент в том месте, на воздух взлетел бы весь трехэтажный дом.
Больше всего на свете Жанар тогда боялась потерять малыша… Когда загорелся баллон, стена из пламени отрезала ей путь к выходу. Муж кинул ей мокрое полотенце и приказал идти в огонь! Она пошла, но уже на выходе… упала. На шестом месяце беременности такие потрясения могли обернуться выкидышем! Но все обошлось - Зангер родился крепким, здоровым малышом в положенный срок.
●●●
Кроме 6-летнего Зангера у Касымовых восемь детей. Первенец Гулим (23 года), Ернат (21), Асем (18), Салтанат (16), Ринат (15), Мадина (13), Рахат (9 лет) и особый ребенок - Жадыра. Сейчас ей 21 год. Ее мама Бакыт, сестра Болата Касымова, вместе с мужем растила Жадыру и сынишку, страдающего тяжелой формой ДЦП. У нее должен был родиться еще и третий ребенок. Но когда до родов оставались считаные недели, 4-летний сын, изможденный недугом, ушел из жизни. Сильнейший стресс не прошел бесследно для Бакыт. Долгожданный малыш, так и не родившись, погиб в утробе. Не удалось врачам спасти и маму. Ее муж, ошеломленный страшной утратой, спился. А потом и вовсе пропал без вести. Жадыра в семь лет осталась совсем одна. На тот момент у супругов Касымовых, находившихся за чертой бедности, уже было своих четверо детей. Но они, ни на минуту не задумываясь, забрали осиротевшую девочку.
- До четвертого класса Жадыра жила с нами, - с грустью вспоминает Жанар. - Но потом явились бездетные родственники из Алматы. “Подумайте, что ждет девочку рядом с вами? Нищета! А с нами у нее будет все!” - убеждали они нас. И мы сдались… Сердце разрывалось. Рыдали в голос и дети, и я с мужем. Но мы убеждали себя, что так будет лучше для Жадыры. А в девятом классе она к нам вернулась! К счастью, сейчас у нее все хорошо. Замужем. Живет в достатке. Растит дочку.
А вот когда Жанар думает о 16-летней Салтанат, у нее разрывается сердце: “Из моих дочерей она - самая красивая и самая… несчастливая!”. С седьмого класса ее позвоночник начал стремительно искривляться. А потом и вовсе вырос горб! Теперь ей с трудом дается каждый шаг… В новосибирском ортопедическом центре ей обещают полное исцеление. Вопрос в деньгах. Касымовым это никогда не осилить.
●●●
Во время нашего разговора Жанар то и дело хмурится.
- Да вот никак не могу успокоиться, - со смущенной улыбкой объясняет она. - Сегодня я осталась без стиральной машины. Старая “Алма-Ата” приказала долго жить. Можно было бы взять кредит на покупку новой. Но чем отдавать?
С последней прибавкой Болат получает аж 78 тысяч тенге! Правда, сразу после получки 70-80 процентов зарплаты он относит в соседний магазин, где целый месяц его семья набирает продуктов в долг. Есть еще пособие Жанар, прилагаемое к ее награде многодетной матери “Алтын алка”, - 9 тысяч тенге с маленьким. Но оно полностью уходит на оплату коммунальных услуг.
- Вот думала, старшие дети крепко встанут на ноги, тогда заживем! - улыбается Жанар. - Но… Ернат недавно вернулся из армии, а устроиться на работу никак не может. Старшая Гулим окончила бизнес-колледж с красным дипломом. И тут ее украли! К счастью, любимый человек. Но после свадьбы число жильцов в наших четырех комнатах увеличилось до двенадцати! С мужем Мирхатом и годовалой дочкой Анелей ей просто некуда идти. На зарплату супруга - 25 тысяч тенге - снять жилье нереально.
Но тут же Жанар оговаривается, что нынешние трудности - это ничто по сравнению с тем адом, через который им пришлось пройти в 90-х!
Тогда Семипалатинск захлестнула волна переселенцев из умирающих сельских районов. В их числе оказались и супруги Касымовы, перебравшиеся из родного Аксуата. Как и большинство сельских мигрантов поиск лучшей жизни привел их на самое дно! Насколько же им хорошо жилось в селе, Жанар с Болатом осознали, только когда оказались в общаге той самой Бакыт - ныне покойной мамы их дочки Жадыры…
- Их четверо, да еще нас с детьми шестеро! - хватается за голову Жанар. - В одной комнате вдесятером прожили почти полгода. Потом мы не выдержали. Ушли на съемную квартиру. А платить-то нечем! Болат не мог найти даже случайный заработок. Я шла с грудной Салтанат к магазину - торговать на перевернутой коробке сигаретами и шоколадками. На еду даже не удавалось заработать. Дети плакали от голода. Что же говорить о квартплате!
Когда хозяева выгнали многодетную семью на улицу, спасение пришло в лице старого приятеля Болата, который привел его работать в кочегарку пожарной части в Затоне. Общежитие полагалось только пожарным. Кочегара с семьей начальство из милости пустило в… бывшую общую кухню, кишевшую тараканами и заросшую грязью! Здесь им с детьми пришлось прожить два года - до тех пор, пока Болат не стал пожарным и им не дали первую комнату в общежитии…
- Тогда между нами и нашими одноклассниками была целая пропасть, - говорит с грустной улыбкой самая голосистая дочка Касымовых Асем. - Они-то не знали, что такое по-настоящему нуждаться… Сейчас мы уже не голодаем, но до сих пор многие из нас спят на полу! Кроватей на всех не хватает…
Асем побеждала на всех городских вокальных конкурсах. Но на республиканский уровень так и не вышла. Причина банальна - не было денег на дорогу и платье! Но она намерена наверстать упущенное. Сейчас Асем учится на втором курсе музыкального колледжа, готовясь к покорению казахстанской эстрады. А когда это произойдет, она заработает деньги на операцию для сестры Салтанат, которой нужна дорогостоящая операция в Новосибирске. А потом обязательно купит новый большой дом для своей семьи. Потому что ее родные заслужили хеппи-энд...
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей, тел. 87055245953, e-mail:lana_semey@mail.ru

