5841

Америка с другого берега

Есть темы, актуальные вечно. Например, миграция. Со времен Вавилонского столпотворения и Великого переселения народов человек ищет, где лучше, ибо там хорошо, где нас нет. Результаты бывают разные: Европа горит, США ловят нелегалов, “Россия - для русских, Москва - для москвичей”, а в Алматы ставят спектакль о великом исходе немцев из Казахстана в 90-х. И не только об этом: литературный материал - незаконченный роман Кафки “Америка” - слишком многозначен для такой узкой трактовки.

В центре повествования - подросток 16 лет, который отправляется в Америку в поисках лучшей доли и в ходе своей одиссеи начинает понимать кое-что об этой жизни и о себе. Руководитель проекта - актриса и режиссер Юлия ЖУРАВЛЕВА (на снимке). Ставить спектакль будут два режиссера из Германии. Постановка нестандартная: помимо собственно театрального в ней нашлось место документальному.
- Тема миграции, перемещения людей - глобальная. Роман Кафки раскрывает проблему с разных сторон, - говорит Юлия. - Хотя наш проект называется “Америка”, к Соединенным Штатам он не имеет никакого отношения. Америка в нашем случае - это земля обетованная, к которой всегда тянутся люди. Мы записали несколько видеоинтервью с казахстанскими немцами, которые уехали в Германию. О том, как они жили здесь и как им живется там. Причем у нас три героя остались за границей, а трое вернулись. Возвратившиеся возвращенцы” - вообще странный феномен. Люди, которые уезжали отсюда в голодные 90-е, бросали все, лишь бы найти благополучие и спокойствие. А теперь они находятся там в определенной стагнации и возвращаются в Казахстан, потому что в развивающейся стране легче реализовать себя. Я не могу назвать это каким-то массовым явлением, но за последние пять лет таких случаев становится больше. А еще есть те, кто хочет, но боится вернуться. Кому-то просто некуда возвращаться.
Мне не хотелось делать остро-политический проект. Это скорее спектакль о поиске самого себя в мире. Миграция бывает не только внешней, но и внутренней. Кто-то, например, признает, что в Германии отличные социальные условия, но ментально ему гораздо комфорт­нее здесь.

- А есть те, кто не нашел себя ни там ни здесь?
- Понятие житейского комфорта относительное. Можем ли мы сказать, что счастливы и полностью нашли себя здесь или найдем там? У нас есть человек, который вернулся в Казахстан и стал успешным бизнесменом. Есть бабушка, пережившая несколько миграций. Она еще помнит указ, согласно которому их переселили с Поволжья в Казах­стан, ей тогда было шесть лет. Она очень тепло отзывается о казахах, которые ее приютили, связывает свои лучшие годы с нашей страной, но сейчас проживает в Германии.

- У вас необычный проект, а с экспериментальными постановками у нас почему-то не получается взаимной любви. Виктор НЕМЧЕНКО, например, уже несколько лет носится с идеей шикарной постановки “Слепая Вера”, и все без толку.
- Вопрос всегда один - финансы. Есть очень много творческих людей, которые горят желанием что-то делать, но... Я всегда была внутри креативного процесса - актрисой, режиссером. А теперь я вне его и на своей шкуре испытала все прелести поиска инвесторов. Обзвонила кучу крупных фирм, но все как один сказали, что им это неинтересно. Выгоды, мол, не видим, а вас не знаем, вдруг вы наше имя опорочите своим каким-то непонятным спектаклем. В результате средства выделил Фонд Первого Президента и немецкий Гете-институт.

- А между тем есть несколько частных фондов поддержки культуры...
- … о которых мы, деятели культуры, ничего не знаем. Я в курсе, что есть British Council, Гете-институт, Фонд Сороса (но он прикрыл свои программы). Про наши я ничего не слышала. Мы вообще в определенного рода западне. Дело в том, что чем выше у страны экономический статус, тем меньше на ее территории иностранных фондов. В Киргизии, к примеру, много очень состоятельных швейцарских организаций. Западное представление о финансировании культуры такое: если страна богатая - а Казахстан богатая страна, значит, должны быть свои компании-меценаты. И мне говорят: ищи сама, у вас же много денег! По идее, за культурную жизнь должно взяться государство, ведь ему выгодно иметь образованных, умных граждан.

- Нет, невыгодно.
- Да, точно... Но в любом случае мы же стремимся стать развитой сильной страной, а без культурной составляющей это невозможно.

- Культурная жизнь в Германии гораздо богаче и интереснее нашей. Но если люди возвращаются, значит, культура не самое важное в жизни, не так ли?
- Наверное, не самое важное. Но культура - неотъемлемая часть жизни. Без неё жизнь превращается в банальное существование.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира Третьякова, Алматы.

Поделиться
Класснуть