Астана - на высоте
Аким столицы Женис Касымбек представил план развития городской инфраструктуры
В Астане появятся двухуровневые скоростные дороги, как в Сеуле и Париже. Это позволит на 30-40 процентов снизить заторы на дорогах. Об улучшении транспортной ситуации, о платных парковках, качестве строительства жилья и развития столицы в целом аким Женис КАСЫМБЕК рассказал на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.
В первую очередь аким отметил, что экономика главного города страны демонстрирует устойчивый рост. Так, краткосрочный экономический индикатор составил 118,6 процента, а объем инвестиций достиг показателя в 2,1 трлн тенге, при этом частные инвестиции выросли на 66 процентов.
Касымбек подчеркнул, что львиную долю (70 процентов) рабочих мест в городе обеспечивает малый и средний бизнес. По его данным, с начала года было создано более 73 тыс. постоянных рабочих мест, а уровень безработицы составляет всего 4,3 процента.

Еще один повод для гордости - в этом году в столице введено 3,9 млн кв. м жилья, до конца года этот показатель планируется довести до 5 млн кв. м.
Касымбек отметил, что рост населения усиливает нагрузку на инфраструктуру. В ноябре численность жителей превысила 1,6 млн человек, ежегодный прирост составляет около 7 процентов.
Для обеспечения устойчивого развития решаются вопросы воды, тепла и водоотведения. Завершено строительство насосно-фильтровальной станции №3 и трубопровода Астанинского водохранилища, что позволило увеличить подачу воды на 60 тыс. кубометров в сутки. Начато строительство НФС-4, которая обеспечит город водой на ближайшие 10 лет. Параллельно расширяются мощности канализационно-очистных сооружений и ведется строительство КОС-2, а также локальных очистных систем в жилых массивах. Завершение проектов запланировано на 2028-2029 годы.
В сфере теплоснабжения введение новых источников увеличило мощность системы на 34 процента, текущий отопительный сезон проходит в штатном режиме. Продолжается строительство газовой тепловой станции "Тельман", ведется подготовка к расширению ТЭЦ-2 и проектированию второй очереди ТЭЦ-3. Газификация столицы достигла 95 процентов, в следующем году планируется довести показатель до 100 процентов.
***
Не обошел Касымбек своим вниманием и один из самых больных для столицы вопросов - пробки. По его словам, в городе зарегистрировано 437 тысяч автомобилей, плюс ежедневно заезжают 90 тысяч транзитных транспортных средств. В часы пик дороги перегружены в районах Есиль и Нура при подъездах к мостам, по проспектам Мангилик Ел, Кабанбай батыра, Туран, улицам Сарайшык, Кунаева и Достык.
Для решения этой проблем акимат, напомнил его глава, изменил график работы госорганов и нацкомпаний с общей численностью работников 39 тысяч.
- Скорость движения в часы пик выросла на 10-15 процентов, нагрузка основных магистралей снизилась на 5-10 процентов. К примеру, в начале сентября в утренний час пик по Мангилик Ел проезжали 4152 автомашины, после изменения рабочего графика пропускная способность увеличилась до 4420 единиц в час, средняя скорость движения увеличилась на 2 километра в час. Однако сохраняется вечерняя перегрузка, особенно на основных выездах и мостах. В вечерний час пик скорость осталась без изменений, интенсивность увеличилась всего лишь на 4 процента, - рассказал Касымбек.
Доля поездок на общественном транспорте сегодня составляет 43 процента. Акимат хочет увеличить ее до 65 процентов. Суточный пассажиропоток в этом году достиг 1,1 млн человек, 96 процентов жителей обеспечены пешей доступностью к остановкам.
Рассказал столичный мэр и про ЛРТ, который уже с 30 сентября работает в тестовом режиме. До конца месяца город ожидает поставку всех вагонов. Заканчивается внутренняя отделка станций, в течение двух месяцев полностью завершат всю подготовку.
- Мы изначально говорили, что тестовый режим продлится от трех до шести месяцев. Мы планируем, что в ближайшие пару месяцев эта работа полностью завершится и мы запустим ЛРТ уже в рабочем режиме, - сказал Касымбек.
По словам акима, переход ЛРТ в рабочий режим вкупе с запуском девяти скоростных транспортных коридоров увеличит среднюю скорость движения общественного транспорта в часы пик на 30 процентов и сократит интервал движения автобусов до 8 минут.
К слову, территории под эстакадами ЛРТ, по словам градоначальника, будут преобразованы в общественные пространства. Касымбек подчеркнул, что сегодня столица развивается по принципу комплексного подхода: благоустройства и социальной инфраструктуры до инженерных сетей и цифровых решений.
Так, в этом году в Астане было благоустроено 170 дворов и общественных пространств, высажено более 1,1 млн зеленых насаждений. Работы проводятся в рамках утвержденных документов - брендбука столицы, устава озеленения и программ "Садовый город", "Новый облик", "Комфортный двор" и "Реновация". В городе внедряются единые стандарты ухода за зелеными насаждениями, дендропланы и цифровая паспортизация деревьев. Как отметил аким, столица постепенно переходит от точечного благоустройства к формированию улиц по принципу "от фасада к фасаду" с учетом транспорта, пешеходов, велосипедистов, освещения и навигации, приоритет при этом отдается созданию инклюзивной среды.

Примером нового подхода стал первый этап бульвара Greenline, открытый в этом году. На месте проезжей части создана пешеходная зона с дождевыми садами и искусственными водоемами. Завершено благоустройство Спортивной набережной и набережной Ататюрк, продолжается строительство пешеходного моста через канал Акбулак. Проекты парка мира и согласия, площади перед Акордой, улицы Сыганак и проспекта Мангилик Ел также ориентированы на комфортное повседневное использование.
***
Возвращаясь к транспортному вопросу, аким сообщил, что система Bus Lаne, которая сейчас охватывает уже 140 километров, в следующем году удлинится еще на 30 километров.
- Одним из необходимых решений является строительство многоуровневых скоростных транзитных дорог. Приступаем к проектированию двухуровневой дороги по Кабанбай батыра с продолжением по проспекту Республики до Богенбай батыра протяженностью 12,4 километра. Строительство начнем в 2027 году. Подобные скоростные коридоры успешно реализованы в таких мегаполисах, как Сеул, Москва, Токио, Пекин, Бангкок, Париж. Ожидаем, что двухуровневая дорога снизит заторы на 30-40 процентов, сохранив исторический облик правого берега, - поделился Женис Касымбек.
Он также сообщил, что на прошлой неделе подписали договор о безвозмездной передаче всех парковок в коммунальную собственность города (подробнее см. на стр. 4). Поминутной оплаты на открытых парковках вдоль улиц не будет, поскольку у городских служб нет технической возможности для такого формата.
- Будем делать, как это принято во всем мире: есть определенный временной лаг - 15 минут, полчаса, час, когда можно остановиться без оплаты. Все будет зависеть от места и напряженности конкретного участка города. Дифференциация будет, но поминутной оплаты не предусмотрено, - заявил аким.
Он отметил, что после судебных разбирательств стороны подписали соответствующий документ без каких-либо компенсационных выплат с обеих сторон. Все земельные участки передаются безвозмездно. Вся инфраструктура - шлагбаумы, цифровая система и платформы - также переходит городу.
- Мы намерены кардинально пересмотреть перечень платных парковок с учетом мнения горожан. Перед социальными объектами платных парковок не будет. Их практически нет, но есть определенные точки. Что касается центра города - улиц Достык, Кунаева, там, где движение очень активное, будем действовать по примеру мировых столиц. После завершения процесса передачи парковок многие участки станут полностью бесплатными, - сказал Касымбек.
В то же время в местах с высокой загруженностью дорог платные парковки останутся, чтобы снизить уровень пробок.
***
Журналисты спросили градоначальника, сколько акимату удалось в этом году сэкономить средств на уборке и вывозе снега с учетом того, что его выпало очень мало.
- Конечно, каждый день бесснежной зимы - это определенная экономия: от 50 до 100 млн тенге, иногда больше, в зависимости от осадков. В этом году коммунальщики вывозят в два-три раза снега меньше, чем в предыдущие годы. Мы в ожидании, снег нам нужен в любом случае, снег нужен нашим соседним областям, где хлеборобы работают. Думаю, что зима еще возьмет свое, - сказал Женис Касымбек.
Вместе с тем он прокомментировал вопрос о качестве строительства жилья в Астане, а также появившееся в соцсетях видео, на котором промышленные альпинисты демонстрируют большие трещины в стенах столичных жилых домов. По словам акима, альпинисты сняли на видео ЖК "Арман".
- Это ЖК серьезного качества. Был построен около 20 лет назад. Возможно, есть дефекты. Застройщику ГАСК все предоставил. Но никаких обращений ни от жителей, ни от КСК и ОСИ этого дома не было. С учетом той информации и видео, которые альпинисты дали, идет дополнительная проверка. В новом Строительном кодексе, который сейчас находится в парламенте, предусмотрена дополнительная ответственность для застройщиков за некачественное строительство, - отметил Касымбек.

Высказался он и по поводу своего недавнего спора с депутатом маслихата Талгатом ЕРГАЛИЕВЫМ, который сравнил преступную обстановку в Сараркинском районе Астаны с Каракасом и Венесуэлой.
- К сожалению, недостоверная информация была тогда. У нас снижение криминогенной ситуации против личности, именно то, что имелось в виду при выступлении депутата, составило от 10 до 30 процентов по районам. Мы сейчас дополнительно 20 тысяч камер установили. Причем это не просто камеры фиксации, это видеоаналитика, мы распознаем, анализируем и даем поведенческие характеристики по конкретным участкам. То есть мы говорим: здесь пробка, здесь предполагается пробка. Можем даже людей, которые находятся в розыске, фиксировать, анализировать, распознавать и передавать в правоохранительные органы. То есть эти камеры теперь будут следующее нарушение фиксировать, как телефон за рулем или отсутствие ремня безопасности. Каждое второе преступление раскрывается в городе с учетом видеофиксации. Теперь эта ситуация еще более будет для города упрощаться, - заявил Женис Касымбек.
При этом он подчеркнул, что в мировом рейтинге Астана - один из самых безопасных городов, поэтому слова Ергалиева необоснованные.
- После этого депутат, я думаю, обоснованно принес свои извинения, информацию ему помощники подготовили несколько недостоверно, - подчеркнул аким.
Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Лэйла ТАСТАНОВА