Золотые обочины
Правительство ответило на критику депутатов в адрес платных парковок
72 тысячи тенге будут платить алматинцы за право парковаться возле своего дома в течение года. То есть стоимость резидентского абонемента для автовладельцев составит 6 тысяч тенге в месяц. Такие цифры привел в своем ответе на депутатский запрос премьер-министр Олжас БЕКТЕНОВ.
Депутат уполномочен заявить
Чуть больше месяца назад депутат мажилиса Олжас НУРАЛДИНОВ со товарищи обратился с запросом к главе правительства Олжасу Бектенову по поводу платных парковок.
В частности, авторы обращения напомнили премьер-министру, что изначально задуманная как инструмент снижения транспортной нагрузки в центре городов система на практике стала дополнительным финансовым бременем для жителей, особенно в спальных районах.
Депутатов также возмущает тот факт, что в мегаполисах отсутствуют альтернативные способы оплаты. Во многих зонах парковка возможна только через QR-код или мобильное приложение, оплатить услугу наличными невозможно из-за отсутствия паркоматов. При этом штраф за неоплаченную парковку составляет 4 тыс. тенге при стоимости самой услуги около 100 тенге.
А ведь отсутствие альтернативы - это прямое нарушение действующего законодательства.
"Операторы парковок действуют в неконкурентной среде, где граждане при парковке автомобиля у места работы или своего дома лишены выбора и вынуждены пользоваться услугами конкретного оператора и его системы и способа оплаты. Есть также вопрос прозрачности финансовых потоков. Ежегодно в Астане и Алматы через систему платных парковок собираются миллиарды тенге, но данные о распределении этих средств, объеме поступлений в бюджет отсутствуют в публичном доступе", - написали авторы запроса.
В этой связи они предложили закрепить за каждым пользователем два парковочных адреса по льготному тарифу - по месту проживания и по месту работы, а также обязать операторов оборудовать парковочные зоны паркоматами, видеонаблюдением и раскрыть условия договоров с акиматами с последующим аудитом их деятельности.
"В случае если эти договоры являются невыгодными для города, пересмотреть их условия с тем, чтобы главным выгодополучателем был городской бюджет, а не чьи-то персональные карманы", - резюмировали депутаты.
Два абонемента - это слишком
Отвечая на запрос, Олжас Бектенов сообщил, что в Астане уже действует система резидентских абонементов, предоставляющая жителям прилегающих домов право на круглосуточную бесплатную парковку в зоне проживания.
"В проекте новых правил пользования коммунальными платными автостоянками (автопарковками, паркингами) Алматы предусмотрено введение абонемента для жителей по месту проживания: 72 000 тенге за 12 месяцев, 36 000 тенге за 6 месяцев, 18 000 тенге за 3 месяца (для пенсионеров - 50 процентов от указанных сумм). Абонемент предоставляется на одно транспортное средство при отсутствии задолженностей по штрафам", - сообщил Бектенов.
При этом он отметил, что предложение о закреплении второго льготного адреса по месту работы требует дополнительного экономического и социального анализа и может привести к росту транспортной нагрузки, дефициту парковочных мест в деловых районах и к ухудшению движения общественного транспорта.
Отдельно Бектенов прокомментировал вопрос прозрачности доходов от парковок. Так, по его словам, в Астане и Алматы операторами являются предприятия с государственным участием (ТОО "Центр организации дорожного движения" в Астане и КГП "Алматы паркинг" в Алматы), доходы которых направляются в местные бюджеты и используются на развитие транспортной инфраструктуры. Кроме того, деятельность операторов уже проходила проверки Высшей аудиторской палаты и судебный аудит, по итогам которых нарушений выявлено не было.
Парковочный парадокс
Между тем в Астане ситуация неоднозначная. В столице оплату за парковку собирало ТОО "Парковочное пространство Астаны" (контракт на 20 лет с 2018 года). Это частная компания, которая управляла платными парковками по договору государственно-частного партнерства.
В апреле договор с компанией вроде бы был расторгнут, но в управлении транспорта акимата Астаны нам сообщили, что парковочными местами в Астане на сегодняшний день владеет… все то же ТОО "Парковочное пространство Астаны".
Компания устанавливает знаки и разметку, поддерживает мобильное приложение, собирает оплату (100 тенге в час в большинстве зон), фиксирует нарушения и передает данные для штрафов, которые затем идут в бюджет города.
Но почему она работает до сих пор, несмотря на громкие заявления о расторжении контракта?
Ведь еще в феврале 2025-го Верховный суд подтвердил выводы антимонопольных органов: конкурс 2017 года, по итогам которого данная компания получила право работать в городе, был проведен с преимуществами для конкретного участника, а сам договор подписан с нарушениями.
После этого акимат заявил о намерении расторгнуть соглашение, передать парковочную инфраструктуру в коммунальную собственность и создать госкомпанию.
Однако на практике процесс расторжения оказался затяжным. Речь идет о многоэтапной процедуре, включающей переговоры о компенсации инвестиций, оценку активов и передачу инфраструктуры. На сегодняшний день эти процессы все еще не завершены.
Формально договор продолжает действовать, и компания по-прежнему работает в полном объеме. В акимате неоднократно поясняли, что резкое прекращение работы оператора может привести к сбоям и дестабилизации системы, поэтому переход к государственному управлению должен быть плавным и без пауз.
В результате, однако, ситуация выглядит парадоксально. Частный оператор продолжает принимать оплату и администрировать парковочные зоны, водители продолжают платить. При этом обещанный полный переход на государственную модель с поминутной оплатой и новыми правилами снова откладывается.
Для горожан же система де-факто остается прежней: ехать никуда не нужно, а платить приходится.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы, Владислав ШПАКОВ, Астана

Руслан БАХТИГАРЕЕВ
Владислав ШПАКОВ