8120

Обнуление реформ

Глава государства подписал Указ “О пенитенциарной системе Республики Казахстан”, который поставил точку в многолетней тяжбе силовиков за то, кто именно будет рулить уголовно-исполнительной системой Казахстана. Согласно указу КУИС из Минюста снова передается в ведение МВД. Таким образом, реформа уголовно-исполнительной системы, начатая в 2002 году, попросту обнулилась.

Вообще говоря, с зонами в Казахстане всегда был бардак. Хоть со свободно-экономическими, хоть с уголовно-исполнительными. Но после недавних массовых побегов в Актау и Балхаше, после многочисленных бунтов в колониях, после вопиющих фактов коррупции всем стало понятно, что Министерство юстиции попросту не справляется со своими обязанностями. Безобразия и предательства в этой структуре больно резали глаза не только сидельцев и их родных, но и высшей власти страны. За последние годы несколько раз со скандалом снимали с должностей руководителей КУИС, а некоторые чиновники и вовсе перекочевали во вчерашние свои владения. Как в старом одесском анекдоте: окна начальников раньше выходили на тюрьму, теперь - на их вчерашние офисы.
Понятно, что в такой ситуации надо было что-то предпринимать. И власти не придумали ничего лучше, чем снова передать КУИС полиции. Логика, видимо, не отличалась большой изысканностью: те, кто умеет сажать, сумеют и охранять. Хотя, если вспомнить прошлое, зонами заведовали такие же полицейские, как и в МВД. Бывший министр внутренних дел Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ в одном из интервью даже заявил: “Будучи министром внутренних дел, я категорически был против передачи КУИС в Минюст, однако сторонники “демократизации правоохранительной системы” в угоду западным клерикалам в борьбе со сталинским наследием сумели протащить эту идею”. Хотя сам же признал, что КУИС - это “действительно наследие царской каторги, где созревала политическая оппозиция по причине коллективного отбывания наказания”. Цари, оказывается, во всем виноваты да западные клерикалы-антисталинисты!

Что выйдет из сегодняшней контрреформы - покажет время. Как-то не верится, что простая передача колоний и тюрем из одних полицейских рук в другие принесет результаты. Но здесь самое время спросить со всех министров юстиции и чиновников КУИС за проделанную работу. Что сделано за десять лет реформ? Не сколько саун и ВИП-номеров построено там и сям, а сколько зон можно назвать хотя бы более цивилизованными и соответствующими мировым стандартам? Насколько условия и нравы тюремного начальства и населения изменились со времен царя Николая и “отца народов”? На сколько процентов и в чем именно была достигнута пресловутая “гуманизация”?
Да и вообще надо бы всему нашему обществу задаться непростыми вопросами. К примеру, для чего проводились в стране реформы правоохранительных органов и судебной системы? Не последний человек в этой сфере Максут НАРИКБАЕВ недавно с горечью констатировал: “С 1991 года 4 раза реформировалась прокуратура страны, 2 раза - органы национальной безопасности, 3 раза - органы внутренних дел, 5 раз - органы налоговой, финансовой полиции, неоднократно - судебная система. Все рекорды побила таможенная служба страны, которая реорганизовывалась за эти годы 8 раз”. Какова эффективность этих реформ? Каковы их итоги и конкретные показатели? Почему реформы в стране, в какой бы сфере они ни проводились, осуществляются по ленинскому принципу “шаг вперед, два - назад”? Да и есть ли вообще доведенные до логического результата реформы, которые можно было бы с той или иной долей уверенности считать необратимыми?
Если верить статистике, то Казахстан - в мировых лидерах не только по числу сидельцев (17-е место), но и по количеству правоохранителей на душу населения. Понятно, что открытой, официальной статистики на этот счет нигде днем с огнем не сыщешь. Но если верить данным международной организации Global Peace Index, в Казахстане на 100 тыс. жителей приходится 713 стражей порядка. Это третье место среди стран СНГ и Восточной Европы, больше только в Белоруссии и России - наших партнеров по Таможенному союзу. При этом у нас один из самых низких показателей финансирования силовых структур - 1,77% от ВВП (в странах Восточной Европы - 2,15%). По данным на 2006-2008 годы у нас удельные расходы на одного сотрудника силовых структур составляли 16700 долларов (для сравнения Россия - 29875, Эстония, Чехия - свыше 77 тыс., в среднем по Восточной Европе - свыше 54 тыс. долларов).
При этом наши чиновники предпочитают торить свой путь, называя опыт Грузии (где были проведены масштабные реформы всей судебно-правоохранительной системы) малоприемлемым. Тот же Каирбек Сулейменов по этому поводу сказал следующее: “…У них многое получилось путем повышения зарплаты и полной кадровой замены. Ничего нового. У нас это не получится, не те масштабы”. Понятно, что Грузия и Казахстан - страны с разными потенциалами. Но у Грузии, у которой, похоже, ничего нет, кроме политической воли власти и общества, реформы получаются, а у нас - с газом, нефтью, металлами - нет. Некогда самая коррумпированная республика Союза за небольшой срок переборола коррупцию и менталитет силовиков, а мы снова и снова выстраиваем советские институции! Осталось только переименовать финпол в отдел по борьбе с хищениями капиталистической собственности и подчинить его МВД - и весь “джентльменский” набор недавнего прошлого - на месте!

Несмотря на то, что наши вчерашние и сегодняшние генералы твердят о растущей бое­способности армии и силовых структур, несмотря на заверения о том, что у нас - благополучие и стабильность, ситуация становится тревожной. Генералы сколько угодно могут твердить, что “в Казахстане практически ликвидирована почва для уголовной организованной преступности”, но жизнь-то свидетельствует об обратном. Появляются новые угрозы и риски, к которым все мы не готовы - особенно те, кто по долгу службы должен с ними бороться. А после событий в Алматы и Актобе, где произошли реальные боевые столкновения силовиков и экстремистов, в нашу боеготовность верится с трудом. Если три экстремиста в южной столице за один день чуть не перебили половину спецназа, то о чем тут говорить?! Остается лишь молить Аллаха, чтобы нашу страну - как в сказках и “Казправде” - чудесным образом миновали более серьезные испытания. А если не минуют?

Айдос САРЫМ, политолог, вице-президент ОФ “Абай-информ”, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть