12742

Шесть лет для Натальи

Юриста профсоюза нефтяников Каражанбаса Наталью СОКОЛОВУ (на снимках) приговорили к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Такое решение судья Актауского горсуда Гульмаржан АДИЛЬСУЛТАНИ зачитала вчера вечером. Суд признал Соколову виновной по двум статьям УК РК - 164 и 334.

Процесс был закрытым, однако в зале суда находился общественный деятель Галым АГЕЛЕУОВ, осуществляющий мониторинг ситуации в области от Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности.
- Наталья Соколова говорила в суде, что казахстанские рабочие не должны быть ущемлены в правах и оплате труда по сравнению с иностранцами, и такие общие слова были ей вменены как разжигание социальной розни. Сама Наташа в этот раз уже ничего не говорила, муж в трансе, он отказался вообще что-либо комментировать. Он уехал после очень тяжелой сцены прощания, - рассказал Агелеуов газете “Время”.
Напомним, в минувший четверг прокурор попросил суд приговорить Наталью Соколову к семи годам лишения свободы. С момента ареста в мае этого года Соколова находилась в СИЗО почти три месяца. 23 мая ее приговорили к восьми суткам административного ареста за проведение несанк­ционированного профсоюзного собрания. Пока активистка была в изоляторе, против нее возбудили уголовное дело за разжигание социальной розни по заявлению исполняющего обязанности президента АО “Каражанбасмунай” ЮАНЯ Му (статья 164 УК РК). После того как закончился срок административного ареста, Наталью перевели в СИЗО, где она и содержалась до суда.
Уже будучи в СИЗО, Наталья была обвинена по статье 334 УК РК (“нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, пикетов, уличных шествий и демонстраций”).
За несколько часов до вынесения приговора мы связывались с ее мужем Василием ЧЕПУРНЫМ, который выразил надежду на благополучный исход процесса.
- Я не могу строить прогнозов, но все-таки надеюсь на то, что ее оправдают. Сейчас главное, чтобы ее отпустили домой, - заявил он.
Но этим ожиданиям не суждено было сбыться… Слушания по делу Соколовой начались 29 июля, а неделю спустя уже состоялись прения сторон и подсудимой было предоставлено последнее слово. В ходе суда работодатель делал упор на то, что именно Наталья виновна в организации забастовки, из-за которой АО “Каражанбасмунай” понесло большие убытки. Всего, как было подсчитано, деятельность Натальи Соколовой стоила нефтяникам около 1 миллиарда тенге.
В последнем слове в четверг активистка отвергла все обвинения в свой адрес, заявив: именно работодатель и власти виноваты в том, что происходит сегодня в Мангистауской области.

В его смерти просим винить...

Вчера утром на центральную площадь Жанаозена стали стягиваться бастующие нефтяники. Они ожидали известий из Актау, в городском суде которого должны огласить приговор юристу проф­союза АО “Каражанбасмунай” Наталье СОКОЛОВОЙ . Но это не единственный повод для накала страстей - 3 августа на территории дочернего предприятия “Озенмунайгаза” ТОО “Мунайфилдсервис” был найден труп 28-летнего бурильщика компании Жаксылыка ТУРБАЕВА.

Бастующие нефтяники утверж­дают: парень пострадал за идею. ДВД области молчит, а отец Турбаева сообщил нашему корреспонденту: в ходе предварительного следствия арестован один из директоров “Мунайфилдсервиса”.
Общественный деятель, руководитель клуба “Рух пен Тiл” Жанболат МАМАЙ, который вмес­те с театральным режиссером Болатом АТАБАЕВЫМ находится в Мангистауской области, рассказал нашему корреспонденту: Турбаев занимался борьбой и имел друзей в среде профессиональных спортсменов. Они собирались присоединиться к бастующим нефтяникам сразу после похорон парня.
- Но его отец-“афганец” остановил молодежь. Призвал их подождать до тех пор, пока не пройдет 7 дней со дня смерти сына. Жаксылык очень активно поддерживал бастующих. В тот день, когда его убили, они должны были выбрать нового профсоюзного лидера ТОО “Мунайфилдсервис”. Старый проф­ком их не устраивал из-за аффилированности с руководством компании. Но Жаксылыка вызвал кто-то из руководства, а позже бурильщика нашли возле вагончика с проломленной головой...
Между тем на сайте ДВД Мангистауской области размещено сообщение, датированное 5 августа. В нем говорится: “3 августа 2011 года в 17.00 часов в дежурную часть УВД г.Жанаозен от дис­петчера ТОО “Мунайфилдсервис” поступило телефонное сообщение о том, что в районе групповой установки № 83, КРС НГДУ-1, бурильщиком данного ТОО, 28-летним “Т”, в ходе работы получена производственная травма. Прибывшей на место происшествия следственно-оперативной группой в ходе осмотра места происшествия возле вагончика, используемого в качестве раздевалки, на земле был обнаружен труп гр. “Т” с повреждениями в виде рваной раны затылочной области головы. Других видимых телесных повреж­дений на теле не обнаружено. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть гр. “Т” наступила в результате ОЧМТ (открытой черепно-мозговой травмы. - З.А.).
По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 96 ч.1 УК РК (“Убийство”). Дело расследуется. Проводятся оперативно-разыскные мероприятия”.
В ДВД области на звонки не отвечают. Жанна ОЙШЫБАЕВА, советник акима области, до которой нам удалось дозвониться, связалась с полицейским руководством. По ее словам, создана оперативно-следственная группа, которую возглавил первый замес­титель начальника ДВД Мангистауской области Ержан САДЕНОВ. Также, со слов Жанны, стало известно: полицейские никого не задержали.
По словам Жанболата Мамая пос­ле смерти Турбаева, бастующие нефтяники, входившие в партию “Нур Отан”, собирались коллективно покинуть ряды правящей партии. И сегодня, 9 августа, они намерены подать заявления в Актауский городской филиал “Нур Отана”.
Отец убитого Еламан ТУРБАЕВ также придерживается версии, что сына убили по идейным сооб­ражениям.

Зарина АХМАТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть