10953

Пограничное состояние

В то, что так случится, невозможно было поверить, но это факт! Узбекистанские силовики сняли с шымкентских туристов, задержанных 15 июля в горах Тянь-Шаня, все подозрения и отпустили восвояси (см. “Злоключения казахстанцев в Узбекистане”, “Время” от 2.8.2011 г.), а родные, казахстанские, пограничники намерены возбудить на четверых взрослых членов экспедиции уголовное дело по обвинению в умышленном незаконном пересечении государственной границы, совершенном группой лиц по предварительному сговору. И им грозит до 5 лет лишения свободы.

Об этом вчера рассказали журналистам руководитель тургруппы Ербол УРАЗАЛИН и его товарищ Марс САДЫКОВ, а также председатель южноказахстанского общественного совета по развитию спортивного и экологического туризма Кенес ИСМАИЛОВ.
- Так на чьей же территории вы были задержаны? - спросили перво-наперво журналисты.
Уразалин: На пятый день похода, то есть 15 июля, мы решили сократить маршрут: в группе были дети, и им было сложно идти. На одном из перевалов мы и заплутали: погода была неважная, плохая видимость. Никаких сомнений в том, что мы находимся на казахстанской земле, не возникало, тем более что в тех местах мы нашли записку, оставленную туристами из Караганды. Спустились в ущелье, встретили чабанов-узбеков, потом поговорили с узбекскими егерями. Егеря-то нам и объяснили, что мы заблудились и находимся на территории Узбекистана. Вскоре подоспела группа узбекистанских пограничников, нас арестовали и отконвоировали в Бостанлыкский РОВД.

- Что вам инкриминировали и каковы были условия содержания?
Уразалин: В каких преступлениях нас подозревают узбеки­станские следователи и прокуроры, нам до последнего дня не сообщили, но не это самое главное. Возмутило другое: с первых дней они заверяли, что о нашем задержании и местонахождении сообщили родственникам, что МИД Казахстана уже работает над нашим освобождением... На самом же деле ничего никому они не передавали и не собирались этого делать! С нашим консулом Бабуром ДАУРЕНБЕКОМ мы встретились лишь 26 июля. Первый вопрос к нему: “Почему так долго вы ничего не предпринимали?”. Но консул сказал, что о нашем задержании узнал только пару дней назад, и то из неофициальных источников. Пользуясь возможностью, мы все хотим поблагодарить наше посольство в Узбекистане за оперативную работу. Как только казахстанские дипломаты вмешались в эту историю, у нас появилось чувство, что мы не одни, что нас есть кому защитить и вытащить из беды.
Садыков: Все 14 дней мы сидели в центре реабилитации для людей без определенного места жительства Кибрайского района. Заведение состоит из 12 камер. В этих крохотных помещениях находятся круглосуточно 14-15 человек. Это не только воры, рецидивисты, грабители и бомжи, но и те, кто вышел в магазин за хлебом без документов и был задержан нарядом полиции до выяснения личности. За любую провинность наказание следует незамедлительно. Пример: в камеру к нам зашла сотрудница центра. Я возьми да и скажи: мол, какая красивая девушка, и форма к лицу. Тут же кто-то из сокамерников сообщил начальству. В каждой камере сидит стукач! За совершенно безобидный комплимент из нашей комнаты убрали деревянные настилы, на которых мы сидели. В итоге я и все мои сокамерники весь день сидели и лежали на полу.Уразалин: Нас, четверых взрослых, раскидали по разным камерам, восемь наших детей и несовершеннолетних отправили в янгиюльский спецприемник. Мы не имели возможности видеться друг с другом. До сих пор не можем понять, чего они от нас хотели. Я несколько раз записывался на прием к начальству центра, однако никто со мной так и не встретился. 1 августа уголовное дело было закрыто, и в срочном порядке нас, четверых, отправили домой, детей отпустили за день до нас - 30 июля.

- После возвращения домой большую часть времени вы проводите в беседах с казахстанскими пограничниками и другими представителями силовых структур. О чем идет речь?
Уразалин: Сегодня (2 августа. - Ред.) следователь погранслужбы поставил нас в известность, что казахстанская сторона намерена возбудить на нас уголовное дело по статье “Умышленное незаконное пересечение государственной границы, совершенное группой лиц по предварительному сговору”. Якобы такая установка спущена ему из Астаны. Выходит, для узбеков в наших действиях состава преступления нет, а наши пограничники считают нас преступниками!
Исмаилов: Хочу отметить, что в тех местах, где задержали Ербола и его спутников, нет ни пограничных столбов, ни колючей проволоки. Более того, там нет официально закрепленной приграничной зоны. К примеру, чтобы попасть в Панфиловский район, вы должны заранее поставить об этом в известность погранотряд и получить разрешительный пропуск. В тех же местах, где задержали группу Ербола, такой практики не существует. По большому счету, на каждого туриста, оказавшегося в этих краях, а таковых немало, можно завести уголовное дело. Считаю, что намерение возбудить на Уразалина, Садыкова и их товарищей уголовное дело - чистой воды попытка казахстанских пограничников защитить честь своего мундира.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент, тел. 8-701-7887392,
е-mail: zaure_mir@mail.ru

Поделиться
Класснуть