Поэтом можешь?
Театральный режиссер Тасбулат ОМАРОВ снял первый в истории независимого Казахстана киномюзикл “Ғашықтар әні” (“Песнь влюбленных”). На этом можно бы и закончить -снять-то он его снял, продав даже квартиру сына и войдя в крутые долги, да только на этом дело и встало. Путь к сердцу зрителя лежит, как известно,не через большие надежды, а через большие деньги. С этим у Омарова проблемы. А жаль - фильм тоже по-своему большой.
Все началось с повести, а потом и пьесы “Махаббат мұңы” (“Печаль любви”) Тахауи АХТАНОВА. В 70-х ее ставили на сцене Казахского ТЮЗа. В 2007 году эту пьесу, переделав в мюзикл, инсценировал Омаров. Музыкальную часть составили песни прославленного коллектива “Дос Мукасан”. Кроме того, постановщик ввел в пьесу стихи проникновенного Толегена АЙБЕРГЕНОВА, переведя тем самым нить драматургического накала с 12 до 220 вольт. Потом Омаров загорелся идеей снять фильм. 80 тысяч долларов, потраченные на производство, сложились из кредитных денег, помощи друзей и продажи квартиры. На этом все застопорилось - для перевода ленты на пленку и печати копий нужно еще несколько десятков тысяч долларов, которым неоткуда появиться.
Между тем “Песнь влюбленных” - вещь неординарная. Омаров, наверное, и сам не подозревая, сделал интересное открытие.
Есть точка зрения, согласно которой кино - это чуждое казахам искусство. Такой позиции, в частности, придерживается культовый в определенных кругах режиссер Дарежан ОМИРБАЕВ, и, надо сказать, небезосновательно.
Дело в том, что кино мыслит поступками, а не словами. Чем меньше слов и больше дела, тем для кино лучше. А бурная работа молча - не совсем традиционный для казахов способ жизнедеятельности, что подтверждает корневая национальная культурная идеологема “өнер алды - қызыл тіл” (красноречие - главное искусство). Так было, так есть, и, видимо, так будет всегда. Материальная культура - не наш конек. Предки не оставили нам ни колизеев, ни изысканного фарфора, ни обсерваторий, зато в устном творчестве мы, пожалуй, шагнули далеко вперед планеты всей. Тяга к красивому слогу, превозношение акынов, способных одной строкой пригвоздить любого к земле, стремление посудачить о том о сем - это наше все. Саммиты ОБСЕ, евразийские медиафорумы, бесконечные отчеты правительства - суть производное от неизбывной тяги произвести впечатление живым словом.
Ну так вот Омаров не стал эту тягу в себе изживать и заполнил все пространство ленты, насколько рук хватило, изумительными стихами Айбергенова. Главные герои у него - акыны. Что удивительно, кино нисколько не проиграло от этого. Более того, в “Песне влюбленных” есть просто великолепные по смыслу сцены, уже давно в нашем кинематографе не встречавшиеся.
Ляззат, студентка вуза, влюбляется в поэта и по совместительству преподавателя Нияза. Молодая тоже не чурается литературы, понимая при этом, что до ниязовских вершин ей далеко. Когда-то Мукагали МАКАТАЕВ писал Фаризе Онгарсыновой: “Фариза, Фариза-жан, Фариза-қыз / Өмірде ақындардың бəрі жалғыз” (“Фариза, в этой жизни все поэты одиноки”). Однако Нияз исповедует другие истины, поэтому под душевные рифмы собственного сочинения в горах превращает девушку в женщину, несмотря на наличие действующей жены.
Потом Ляззат узнает, какой Нияз, в сущности, нехороший человек, и в слезах пишет строки, получающие безусловное признание даже у ее вечно скептически настроенной подруги Салихи. Когда бедная Ляззат жалуется Салихе, что для рождения такой поэзии ей пришлось пережить чуть ли не клиническую смерть, та отвечает: “А ты как хотела?”.
Вообще герои в фильме прописаны интересно, и вопросы поднимаются не про цену огурцов на базаре, хотя снято все, конечно, совершенно топорно.
- Кто дружит со словом, литературой, тем нравится лента, - говорит Омаров. - Ведь там каждое слово что-то да значит. Честно скажу, картина не для барахолки. Вы меня только правильно поймите, я никого сейчас не хочу обидеть.
- У вас там есть явное разделение между поэзией и женщиной. Вроде как представительнице прекрасного пола никогда не стать настоящим поэтом. Почему?
- Женщина может писать стихи, но она все-таки предназначена быть матерью и женой в первую очередь. Женщина делает из плохого мужика человека. Или наоборот. Для нее поэзия - профессия, для мужчины - призвание. Настоящие поэты витают где-то в небесах, они мыслят совершенно другими, небытовыми категориями. Их не интересует колбаса и печенье. Большинство людей поэтов не понимает. Поэтому каждому поэту нужна жена для поддержки. И Ляззат хочет стать для Нияза даже не женой, а матерью, чтобы оберегать его, на руках носить.
- В современной казахстанской жизни есть место таким поэтам? И есть ли другие такие еще?
- Есть, наверное... Но таких, как Макатаев и Айбергенов, нет. Они были - как шампанское в бутылке, которое держит номенклатурная пробка. Чуть-чуть потряси, и все взорвется. А сейчас же все гоняются за деньгами. Но надо помнить, что каждому - свое. Я хотел бы быть богатым человеком, иметь свою студию. Но у меня не получилось. Я не могу. А кому-то написано другое на роду.
- Но вы все-таки еще планируете выпустить ленту в прокат?
- Хотелось бы вернуть деньги, конечно. Долги отдать, сыну квартиру купить - он-то ничего не скажет, но сейчас вынужден жить у меня.Тут Тасбулат Омаров скромно улыбнулся.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz

