Банки вернут триллион
Депутаты Сената на последнем пленарном заседании в уходящем году одобрили Цифровой кодекс, вернули в Мажилис Строительный кодекс и закон "О банках".
Закон “О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан” призван обеспечить стабильность и устойчивость банковской системы, но у сенаторов к нему появились вопросы.
- Совокупный капитал банков составляет 20,7 процента при минимально требуемом уровне 8 процентов, что обеспечивает значительный запас прочности. Предпосылок для массовых банкротств не наблюдается, а система надзора ориентирована прежде всего на профилактику рисков, - заявила в четверг председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Мадина АБЫЛКАСЫМОВА, представляя законопроект.
По ее словам, государственная поддержка будет оказываться только системно значимым банкам, чтобы защитить деньги вкладчиков. При этом предусмотрено только временное вхождение государства в капитал банка. Такая поддержка будет платной и ограниченной по времени. После восстановления устойчивости банк должен быть продан новому инвестору, а все вложенные государством средства возвращены в бюджет. При этом прежний акционер полностью теряет контроль над банком, управление временно перейдет государству до момента продажи.
В 2017 году была запущена специальная программа по поддержке банковского сектора. Шесть банков получили помощь на сумму 1,8 трлн тенге. Три банка уже полностью и досрочно вернули государству 738 млрд тенге. Остальные три также планируют погасить обязательства раньше установленного срока. Основная оставшаяся сумма приходится на Alatau City Bank.
Не прошел одобрение Сената и Строительный кодекс. Его тоже вернули в Мажилис. Одним из ключевых акцентов нового документа стала сейсмическая безопасность. Обязательное использование карт сейсмического микрозонирования на всех этапах проектирования должно минимизировать угрозы при строительстве в сейсмоопасных регионах.
А вот Цифровой кодекс принят парламентом. Он законодательно закрепит цифровые права человека, включая право на удаление, анонимизацию и ограничение обработки персональных данных.
Также предусмотрены поправки, согласно которым обязательная обработка биометрических данных и проведение биометрической аутентификации допускаются исключительно в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Бауыржан МУКАНОВ, Астана

Бауыржан МУКАНОВ