Не пойман, но вор
Тридцать лет назад он уехал из Алматы. Никогда не думал, что снова вернется и окажется нарасхват - этим летом
московский режиссер Владимир ЗАХАРОВ поставил
“Женитьбу” Гоголя в Казахском драматическом театре, приступил к
“Горячему сердцу” Островского в Лермонтовском. Думает над предложением сделать
“Синюю птицу” для русского ТЮЗа.- Говорят, что в одну и ту же воду нельзя войти дважды, - смеется Владимир Иванович. - Оказывается, еще как можно... Скажите, как не верить в судьбу, если мой первый спектакль в Алматы состоялся 23 декабря, а теперь, спустя много лет, в Лермонтовском премьера назначена на то же самое число!
- Из Алматы вы уехали, устав бороться с цензурой, а сейчас ставите спектакль о самодурстве и коррупции. Может, надо было как-то помудреть и перейти на невинные комедии?
- Не могу! Спектакли должны быть о злободневном. Поэтому дружбу с Лермонтовским театром я много лет назад начал постановкой “Энергичных людей” Шукшина. Эта пьеса о спекулянтах и взяточниках, и я даже не ожидал, что ее так хорошо примут. Тогда в Казахстане как раз гремело какое-то дело о крупных махинациях на одном из предприятий, и сюжет оказался, что называется, не в бровь, а в глаз. На премьере в первых двух рядах, как обычно, сидели представители горкома и ЦК, и вдруг на фразе: “В государственном бюджете отводится 15 процентов на воровство” - эти люди исчезли. Я сначала подумал, что они ушли со спектакля, но оказалось, согнулись пополам от хохота. Кстати, потом, уже работая режиссером на Центральном телевидении, я сделал по этому спектаклю телеверсию с российскими актерами, звездами. Но алматинский спектакль был лучше - это все говорят.
- Все же, как три десятилетия назад вы оказались в Алматы?
- Меня пригласил Отто Вайсман, входивший в десятку лучших директоров театров СССР. А спустя год после этой постановки на даче меня застал звонок замминистра культуры Казахстана Исаака Попова. Он-то и предложил мне стать главным режиссером театра в Алматы.
- И вас ничто не держало в Москве?
- Конечно, держало - квартира в центре, дача, я был “замужем” за Художественным театром, там же работала жена-актриса. Но в то время в Художественный театр пришел Олег Ефремов со своей командой. Я успел насмотреться на культ личности и понял, что он не даст мне работать, рядом с ним я буду прозябать. Так что не стал отказываться от предложения. Хотя Лермонтовский театр и славился как “жрущий” режиссеров. Я принял труппу из рук замечательного режиссера Сулимова и первым делом восстановил его спектакль “Две зимы и три лета”.
- Сулимов до сих пор остается легендой в театральном мире Алматы...
- Это был удивительный человек. Я его приглашал ставить вампиловскую “Утиную охоту”. Он был лауреатом Госпремии, другом министра культуры республики, но после премьеры меня все равно вызвали в ЦК и начали ругать: “Что это такое, “Голос Америки” сообщает, что Академический театр драмы имени Лермонтова первым в СССР поставил “Утиную охоту”. Я сначала попытался отшутиться: мол, какая замечательная для нас реклама! Но в ЦК были напуганы не на шутку. В то время как раз началась кампания по идеологической зачистке репертуара театров. Пришлось доказывать, что пьеса опубликована, прошла цензуру, имеет разрешение Минкульта. Но апофеозом моей битвы с цензурой стала “Жанна д’Арк”.
- Чем же помешала советским идеологам французская героиня?
- Спектакль был о независимости, о народе, к горлу которого приставлен английский кинжал. И горком просек, что это прямая ассоциация с отношениями СССР и Казахстана. Закрывать спектакль пришли замминистра культуры, звавший меня на работу, начальник управления театров и представители горкома. Но моя умница, завлит Инна Потахина, хорошо знавшая местные правила игры, привела Олжаса Сулейменова - молодого, красивого, недавно написавшего знаменитую книгу “АЗиЯ”. Он-то и начал спорить с горкомовцами: “Вы что, с ума сошли? Это спектакль про нас, про народ, который борется за свою независимость. Я рыдал в зрительном зале!”. Тем не менее меня потащили в ЦК, “чистили” в горкоме. Сторонники успокаивали - мол, потерпи, сейчас подобное творится во всех театрах СССР. Но я решил: перекрашивайте собак в енотов без меня, и после четырех лет в Алматы дал согласие на работу в Вильнюсе, откуда как раз ушел Виктюк.
- Вампилов, Шукшин - это все о современниках. Вернувшись, вы взяли Островского, причем не слишком популярную пьесу “Горячее сердце”. Как к нам относится эта история о купеческом быте?
- Пьеса действительно не так часто ставится как раз из-за своей злободневности. Но на нее в свое время любил приезжать Сталин. Он входил в зал именно на втором акте, на словах: “До бога высоко, до царя далеко, а я у вас близко. Стало быть, я вам судья. И как судить мне вас - по закону или по душе?” Это история о самодурстве, взяточничестве и коррупции. И у вас и у нас в России очень похожие проблемы. Возьмите того же Лужкова. В пьесе есть фраза: “Не пойман - не вор”. Я реплику переделал: “Не пойман, но вор!” Ведь все знают, кто такой Лужков, но, когда Немцов попытался разоблачить мэра, суд и прокуратура не нашли состава преступления. А вот как они будут елозить теперь?
- Почему в спектакле планируется так много русских народных песен? Для колорита?
- Мелодии народные, а слова переписываю я сам. Через них могу многое сказать. Например, песня о том, как разбойник Кудияр раскаялся и раздал все наворованное.
- Это уже из жанра утопии. Кто же из власть имущих согласится расстаться с тем, что наворовано тяжелым трудом?
- Возможно, но кто смог унести на тот свет свои миллиарды? Может быть, лучше объединить усилия, чтобы вылечить, например, детей. Ведь сколько у нас рождается больных ребят! Или поддержать искусство и культуру, потому что если отвернутся меценаты и спонсоры, то нас ждут тяжелые времена. Я был на вашем театральном фестивале, где прозвучали слова о том, что государство собирается перевести все театры на хозрасчет. Надеюсь, у министра культуры не хватит смелости принять такое решение. Иначе театры закроются или сильно изменятся. Например, в вашем оперном будет звучать: “А я люблю военных, красивых, здоровенных”. И в репертуаре будет не “Муж под кроватью”, а “Все под кроватью”. Или станут показывать на сцене высокохудожественный стриптиз.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

