9477

Анау-Мынау о Текущем Моменте

Сергей УТКИН, юрист
Партия, открой личико!
Недавно один гражданин подал иск на партию “Нур Отан” за то, что не решалась его проблема, о которой он сообщил в партийный совет по борьбе с коррупцией. Партия уверяла: она сделала все, что могла, - переправила обращение в Генпрокуратуру.

Гражданин был возмущен: направить письмо в прокуратуру он может и сам, тем более что делал это уже неоднократно, поэтому требовал от партии рассмотреть его вопрос по существу. Партийцы возражали: Конституция запрещает им незаконное вмешательство в дела государства. Ведь если вопрос касается, например, отправления правосудия (коррупции в судебных органах), партия не рискует разбираться в каждом конкретном случае, называя подобное дейст­вие вмешательством в деятельность судов.
“Но позвольте!” - скажет тогда любой гражданин. Ведь закон запрещает вмешиваться в деятельность прокуроров, а также следователей, равно как и в работу всевозможных инспекторов и т.д. В чем же тогда миссия партии “Нур Отан” в борьбе с коррупцией в таких структурах? Исполнять роль бесплатного почтальона? И если при такой пересылке проблема гражданина вдруг решится, ему говорят, что это заслуга “Нур Отана”. В противном случае гражданин получает очередную отписку, а на повторные обращения партия заявляет, что не может вмешиваться в дела государственных органов. Согласитесь, позиция беспроигрышная. В недалеком прошлом во время приемных экзаменов возле каждого вуза терлись ловкие ребята, которые предлагали абитуриентам за некую сумму обеспечить поступление в вуз. Если человек поступал - ему говорили, что все решили его деньги. Если не поступал - деньги возвращали. Разумеется, никто ничего не делал, просто по теории вероятности кто-то все равно поступал сам, так что хорошие доходы такие ребята всегда имели.

Но чего, в самом деле, хотят люди от партии? Чтобы, как раньше, коррумпированного судью, следователя или прокурора вызвали на заседание парткома и отчитали? Но времена-то другие. А зачем тогда “Нур Отан” открывает по всей стране множество общественных приемных и кричит на всех углах, что борется с коррупцией? Какую конкретно помощь партия обещает каждому обратившемуся со своей проблемой? На официальном сайте “Нур Отана” в Интернете ответа нет. И на судебном заседании, где разбирали иск гражданина против партии “Нур Отан”, ничего внятного тоже не прозвучало. По-моему, в партии сами толком не понимают, что делать с тысячами поступающих от граждан обращений. Вот и работают почтальонами.
На мой взгляд, решение лежит на поверхности. Естественно, партия сама не может ничего решить. Также естественно, что партия не может отдавать указания государственным органам и должностным лицам. Поэтому единственное, что может сделать “Нур Отан” для обратившегося гражданина, - это высказать свое мнение по его проблеме. Но для этого нужно разобраться в сути вопроса: оценить представленные гражданином документы, понять, кто прав, кто виноват, и публично заявить об этом. Может показаться, что партия таким образом как бы подменит органы прокуратуры или вышестоящие судебные инстанции. На самом деле никакой подмены нет. Нет и давления или вмешательства в деятельность государственных органов. Гражданин, разуверившись в госструктурах, ищет поддержку на стороне - обращается к юристам, правозащитникам, в общественные организации и СМИ. Если мнение таких представителей гражданского общества авторитетно, оно может в дальнейшем повлиять на окончательное решение. Но для этого все равно нужно будет обратиться в соответствующие госструктуры.
Так что, господа из “Нур Отана”, откройте лицо, не бойтесь, высказывайте мнение партии по каждому делу, с которым к вам обращаются, - помогайте людям!

Айдос САРЫМ, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева
Даже “Дао” не поможет!
Январь наступившего 2010 года безусловно войдет в историю страны по количеству произнесенных премьер-министром Каримом Масимовым “правильных слов” и “благих пожеланий”. Руководствуясь даосским принципом “у-вэй” (т.е. принципом недеяния и непротивления), его кабинету каким-то чудом удалось за пару месяцев в десять раз поднять показатели роста ВВП с упаднического 0,1% до утешительного 1,1%! Не чудо ли?! Не иначе китайские боги покровительствуют многострадальной казах­ской госстатистике?

Но не об этом речь.
В череде отчетных мероприятий, прошедших на неделе, меня лично приятно удивило выступление премьера К. Масимова на коллегии Агентства по защите конкуренции. Руководитель самого социалистического правительства Казахстана с времен Байкена Ашимова впервые признал, что “ государство не должно далее расширять свое присутствие в экономике”.
Другим перлам премьера могли бы позавидовать либералы всех течений и даже отпетые либертарианцы. Прошедший за один год тернистый путь от “блоготворителя” до “благотворителя” Карим Кажимканович прямо и решительно заявил: “Мы должны на сегодняшний момент сказать “стоп” и опять давать возможности частному предпринимательству, в первую очередь малому и среднему бизнесу, участвовать в конкурентной борьбе”.
Быть может, на этот либеральный жест премьера сподвигли мрачные “речения” руководителя агентства Мажита Есенбаева, который не оставил камня на камне от “государственно-корпоративной экономики”?

А пугаться действительно есть чего. По словам Есенбаева, количество госпредприятий в стране по сравнению с 2006 годом увеличилось на 10% - с 4659 до 5126! И это при том, что более половины из них являлись у-бы-точ-ны-ми! По информации Есенбаева, “по итогам 2008 года поступления дивидендов от деятельности госпредприятий в бюджет составили 1,52 миллиарда тенге, что в 57 раз меньше, чем сумма, потраченная государством на их содержание. Она составила 87,5 миллиарда тенге. Тем самым помимо ограничения конкуренции идет процесс неэффективного использования бюджетных средств”. Это лишь в радужно-оптимистическом 2008 году!
А что же тогда было в кризисно-пессимистическом 2009-м,
когда правительство огосударствляло “все, что движется, ползает и летает” и вообще прожигало “жизнь” с бесшабашной яростью покидающего Крым поручика Голицына?
Впрочем, премьер не стал окончательно терять лицо и поддержал предложение о создании “специальной комиссии из числа представителей госорганов, которая занялась бы оптимизацией передачи госуслуг и функций частному сектору”. Одним словом - за что боролись, на то и напоролись.
А если серьезно, то с самого начала было ясно, что централизация и госхолдингизация ни к чему хорошему не приведут.
Рано или поздно весь этот “госджаз” завершится новой массовой приватизацией. А в том, что наши чиновники корнями врастают во “вверенные им участки”, а при случае не преминут их самолично “прихватизировать”, сомневаются только младенцы в яслях (и то не все). Но это-то и опаснее всего!
Если новая приватизация повторит опыт лихих девяностых, то “национализация” и “экспроприация” станут основными лозунгами нашего социалистически настроенного общества на годы вперед. Второго такого массового обмана ожиданий и торжества несправедливости никто уже не выдюжит. Ибо, как говорил Лао-цзы, “…исчезнет Справедливость - тогда прибегают к ритуалам. Но ритуалы - лишь тонкий слой верности и веры и начало смуты”. И в этом случае даже “Дао” не поможет…

Досым САТПАЕВ, директор Группы оценки рисков
Синдром Гаити
В интересной стране мы живем.
С высоких трибун постоянно звучат слова об особом “третьем пути” развития Казахстана, к которому неприменимы никакие, особенно западные, демократические стандарты.
И в то же самое время активно ищем новые образцы для подражания.

В начале 90-х годов рассуждали о турецком опыте развития. Затем, с открытием крупных месторождений, стали говорить о появлении в Центральной Азии второго Кувейта, а может быть, даже и второй Саудовской Аравии. Не забывая при этом кивать и в сторону китайского экономического чуда. Потом умудрились ввести чилийскую модель пенсионной системы, а чуть позже создать государственные холдинги якобы по аналогии с Сингапуром, Малайзией и Южной Кореей. А небезызвестный Национальный фонд формировали вроде бы на основе норвежского опыта.
И вот теперь на нынешнем этапе развития Казахстана для нас стал актуален пример Финляндии. Непонятно только, чем “провинилась” эта маленькая страна перед Казахстаном? Но, судя по всему, ничто не спасет ее от высадки в скором времени внушительного десанта казахстанских чиновников, которым в какой уже раз будут объяснять, как можно сделать всех граждан страны обеспеченными, не имея при этом ни капли нефти. Хотя, честно говоря, аналогичные вещи им могли говорить в том же Сингапуре, который не стремился возглавить АСЕАН или войти в список 50 конкурентоспособных стран мира, как говорится, для понтов, а целенаправленно работал на повышение благосостояния своих граждан через создание некоррумпированной политической, эффективной экономической и справедливой социальной системы.
Мы же по количеству экспериментов с разными моделями развития идем впереди планеты всей, а по качеству жизни плетемся в хвосте. И все чаще в голову закрадывается крамольная мысль о том, что ближе всего мы к Гаити, который подвергся разрушительному землетрясению. Конечно, наши чиновники искренне обидятся и возмутятся: как можно сравнивать беднейшую страну Западного полушария с нефтегазовым Казахстаном, действующим председателем ОБСЕ! Но речь идет не об уровне жизни. Просто печальный опыт Гаити обязательно войдет в учебники политологии как наглядный пример того, как быстро могут разрушаться политические и экономические системы под воздействием внешних факторов в сочетании с большим количеством внутренних проблем. В случае с Гаити таким фактором стало разрушительное землетрясение. При развале Советского Союза одним из факторов стало резкое падение цен на нефть, случившееся, кстати, не без помощи США и Саудовской Аравии. В нашем же случае это может быть опасный период передачи власти, который способен вызвать не менее сильное “политическое землетрясение”, если что-то пойдет не по плану. Ведь системы рушатся изнутри, когда перестают развиваться. При слабых политических институтах и неэффективной системе распределения общественных благ никакие нефтегазовые запасы не помогут. Они лишь играют роль транквилизаторов для больного организма.
Хотя, если вернуться к катастрофе в Гаити, то гипотетически при девятибалльном землетрясении в том же Алматы бардака во время спасательной операции будет не меньше, чем в Порт-о-Пренсе. Тем более что силами МЧС, по информации самого этого ведомства, можно развернуть палаточный лагерь только на 40000 человек.
Поделиться
Класснуть