Ануар РАЙБАЕВ, кинорежиссёр: Раньше без “ста грамм” вообще никто не снимал
“Лавэ” - так называется его новый фильм, который сейчас идет во всех кинотеатрах страны. Пожалуй, это первый казахстанский экшн, который действительно интересно смотреть, несмотря на довольно банальную историю про четырех друзей, захотевших вмиг разбогатеть.- Ануар, ты сын известных режиссеров - Аси СУЛЕЕВОЙ и Серика РАЙБАЕВА, которые сделали себе имя, снимая детское кино. Почему ты не пошел по стопам родителей, а выбрал жанр экшн? К тому же и тема довольно “замусолена”. В России снимают немало похожего, да и у нас уже есть “Рэкетир”. Не боялся вторичности?
- Эта тема вечная. И потом, мое кино не про бандитов, а про друзей, которые, как говорил Черномырдин, “ хотели как лучше, а получилось как всегда”. Мне уже не раз говорили: мол, после “Рэкетира” все это вторично. Но “Рэкетир” - история про “рексов” 90-х. А здесь интеллигентные мальчики с высшим образованием, работающие в банковской сфере, захотели деньжат по-легкому срубить. На самом деле это проблема нравственного выбора: насколько то, чем ты занимаешься, законно и согласуется ли с человеческой моралью. Хотя, если ты перешагиваешь через нас даже один раз, - за это надо ответить. Вот герои моего фильма и ответили, заплатив самой дорогой ценой - жизнью.
- Продюсеры тебе ставили какие-нибудь условия?
- Условие было одно: чтобы на этот фильм пошел зритель. Они заостряли внимание на том, что это должно быть кино для молодых. Хотели, чтобы это был экшн: простой сюжет, динамичный монтаж - и никаких “философствований”. Но этого и в сценарии не было. Если бы сценарий предполагал что-то подобное, я бы старался выйти за рамки экшн.
- Да, фильм получился очень динамичным, по моим ощущениям - даже слишком. Зрителю некогда, как говорил поэт, остановиться, оглянуться...
- События на экране не дают расслабиться. Американцы, которые делали окончательный вариант монтажа ленты, это напряжение усилили. К сожалению, ценою сокращения нескольких сюжетных линий. Допустим, линия алматинского следователя Тимура, которого сыграл Сергей ГОРОБЧЕНКО, и линия Карины, следователя из Астаны, которую исполнила Пануар ОМАРОВА, были очень здорово сокращены. Вырезаны сцены их знакомства, да и всех последующих событий, касающихся двух этих героев: вплоть до финальной любовной сцены, которая была в первом варианте.
- В итоге на сколько сокращен хронометраж фильма?
- Первый вариант длился два с половиной часа. Потом мы сократили его до 100 минут, а окончательный наш вариант составил 93 минуты. Американцы срезали его до 78 минут.
- У тебя или у продюсеров не было желания сделать еще и сериал, как, например, поступили создатели “Адмирала”?
- Такая идея есть, и продюсеры об этом знают. Было бы хорошо ее реализовать. Актеры очень старались, все снято профессионально. У нас есть четыре полноценные серии телевизионного формата.
- В казахском кино уже стало модным снимать непрофессиональных актеров. Я знаю, что у тебя роли второго плана сыграли профи - Нуржаман ИХТЫМБАЕВ и Эрик ЖОЛЖАКСЫНОВ. А кто исполнил “партии” главных героев?
- Двух наших главных героев сыграли братья-близнецы Габит и Сабит МУСТАФА. Они были приглашены на кастинг, будучи студентами 3-го курса актерского факультета Академии искусств. Сейчас, правда, они перевелись на эстрадное отделение. Третью заглавную роль - Ника - исполнил Ерлан ХАЙРУШЕВ, он тоже окончил нашу академию, сейчас играет в театре Булата АТАБАЕВА. Никита КАЗАНЦЕВ, сыгравший Илюху, учился на курсе у Рубена АНДРИАСЯНА (главный режиссер Русского драмтеатра им. Лермонтова. - С. М.), сейчас он стал продюсером. Мне не надо было им объяснять, что такое актерское мастерство, какая у них сверхзадача, - в этом отношении с ними было легко работать. Непрофессионалов у меня было двое - это Карлыгаш МУХАМЕДЖАНОВА, исполнительница главной женской роли - Жании. А Елхан АМАНКУЛОВ - старший тренер сборной Казахстана по тайскому боксу - сыграл одного из главных бандитов.
- Карлыгаш Мухамеджанова - это дочь певицы Нуржамал УСЕНБАЕВОЙ и композитора Тулегена МУХАМЕДЖАНОВА?
- Да. Она честно победила на кастинге. До того как сняться в нашем фильме, Карлыгаш работала на телеканале “Казахстан”. Уже после нашего фильма она была приглашена еще на две главные роли.
- Как тебе работалось с московской звездой Сергеем Горобченко? Тяжело было?
- Очень легко, как со всяким настоящим профессионалом. В общении он простой, у него нет никаких особенных требований. Он питался той же столовской едой, что и вся группа, еще и нахваливал. Он очень работоспособен. Для съемок в “Лавэ” у Сергея было 12 дней. Но поскольку и его, и наши графики поджимали, мы сняли все эпизоды с ним за неделю. Он работал беспрерывно по 16-18 часов в день.
- Что было самым трудным в съемочном процессе?
- Была тяжелая съемка на озере Кайынды. В нем действительно есть что-то мистическое. В воде стоят мертвые деревья, в ней не водится рыба. В зависимости от времени суток озеро меняет свой цвет - может быть черным-пречерным, фиолетовым, зеленым, голубым. На машинах к нему невозможно было подъехать, и мы поднимались пешком. Но - самое главное - на озере не было лодок, нам пришлось везти их с Кольсая и на себе поднимать - каждую лодку несли вшестером. Три часа шли к озеру, сняли все за один день и возвращались уже в полной темноте.
- Помню, на премьере фильма ты рассказывал трогательную историю о том, как твой ассистент несла тебе на площадку горячий кофе - лезла в горы по холоду целый километр! Неужели грелись только кофе?
- Не только кофе, но и водкой. Что интересно, молодежь у нас подобралась спортивная, непьющая, зато те, кто постарше, потребляли с радостью. Мы, конечно, не напивались, но греться-то надо! Знаешь, я вырос на советском кино, не раз участвовал в съемочных процессах и могу сказать: когда картина снималась в тяжелых погодных и прочих условиях, без “ста граммов” люди просто не работали. Так что киношников этим не удивишь. Куда более серьезными были сложности психологического порядка. Я как режиссер и автор фильма хотел участвовать в окончательном монтаже. Но понимал: продюсеры имеют право на такие решения. Хотя… Заниматься окончательным монтажом должен профессионал, а дело режиссера - подсказывать, советовать. Вообще же режиссер монтажа - это отдельная профессия.
- Да. Ту же “Матрицу” сняли братья ВАЧОВСКИ, а монтаж делал Зак СТЭНБЕРГ, который в итоге за свою работу получил “Оскара”.
- Думаю, и наше кино, которое будет развиваться именно как продюсерское, к этому придет. Будут у нас в том числе и режиссеры монтажа.
- Ты - ученик Александра МИТТЫ, который в свое время снял первый советский фильм-катастрофу “Экипаж”. Не было ли желания повторить опыт мастера?
- Мне интересно работать в разных жанрах, но пока нет идеи, связанной с фильмом-катастрофой. Мне бы очень хотелось снять детское кино, как мои родители. Если ты заметила, у нас давно ничего подобного не снималось: целый пласт зрителей, как говорится, не охвачен. А еще я мечтаю снять детективный триллер. Мне очень нравится фильм “Семь” Дэвида ФИНЧЕРА.
- Ну, политический триллер у нас уже сняли…
- “Прыжок афалины”? Я не думаю, что это тянет на полновесный триллер. Хотели сделать политический детектив, но мне кажется, что ему не хватает свежих решений. Фильм сделан в традициях советского кино. И то - тогда было больше загадок, сюжетных линий, драматургия была лучше. Американцы говорят: в кино важны три вещи: первое - сценарий, второе - сценарий и третье - опять же сценарий! Сценарий - это краеугольный камень, на котором все стоит.
Саида МУРАТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

