6217

Фуршет вместо премьеры

Фуршет вместо премьерыПо сути, в Алматы состоялось два спектакля.
Один - “Фуршет”, второй - “Виктюк ставит “фуршет”. Второй вышел ярче и убедительнее первого, жаль, пускали на него не всех.

Министерство культуры решило побаловать Лермонтовский театр и выделило деньги на приглашение именитого режиссера. Перебирали долго, и подходящим, по мнению чиновников, оказался Роман Виктюк. Он предложил для постановки совсем свежую черную комедию о закулисье, написанную его хорошим знакомым Валентином Красногоровым, - “Фуршет после премьеры”. Сюжет настолько же злободневный, насколько благодатный для разгула юмора: актеры после премьеры отмечают успех и замечают, что исполнительница роли Дездемоны с ними не пьет. Оказывается, актриса без признаков жизни лежит на сцене. Ужас сменяется горем - неужели придется отменять премьеру, ведь приглашены все критики? Дездемону переодевают, увозят из театра, и остается решить, кто завтра выйдет на сцену в роли Дездемоны. Между тем выясняется, что Дездемона погибла от совокупных усилий всех актеров - ей дали лошадиную дозу снотворного (чтобы провалилась), бутафорский кинжал заменили на настоящий (подставить Отелло), задушили (производя впечатление на публику), сломали руку, вывернули ногу и стукнули головой, уже вынося из театра. Шуба, платье и драгоценности примы достались соперницам. Но она выжила! Дездемона пришла в театр и готова играть даже в гипсе и с фингалом, это и будет наказанием для преступников почище тюрьмы.
Режиссер напирал на то, что в пьесе театр не храм искусства, а срез общества.
- Я не боюсь взять тему агрессии и говорить о самом страшном, - харизматичный Виктюк, скинув темные очки, разъясняет журналистам суть спектакля, - преступление в XXI веке вышло на авансцену! Ради успеха, ради того, чтобы взлететь, люди идут на все. Так делают и те, кто вертит миллионами, - очень известные люди. И театр на своем примере имеет смелость показать эту проблему средствами театра, а не средствами натурализма!

Фуршет вместо премьерыБлестящему выступлению перед журналистами противостоит выбранная режиссером манера. Актеры пафосно чеканят слова. В медленной ненатуральной речи вязнет сюжет, и скучающие зрители радостно откликаются на шутки. Зевать стыдно, поскольку весь спектакль в зале не гаснет свет и камера периодически выхватывает лица сидящих, демонстрируя нас на экране проектора.
- Если бы я пользовался бытовым языком, то получилась бы квартирная свара - чепуха. А если ты понимаешь природное начало преступления... - Виктюк жестикулирует, поправляет волосы, работает на публику. - Это миф, античный театр, и тогда преступление уже не частный случай!
Чуть динамичнее становится спектакль к финалу, впрочем, испортить такую комедию ситуаций, наверное, невозможно даже гениальной постановкой.
Только Асанали Ашимов позволил себе без единого хлопка выйти из зала в момент поклона артистов. Мы аплодировали в силу известной алматинской вежливости - все-таки мэтр приехал, поставил нам тут. Может, мы просто чего не допоняли. Вон он как все хорошо объясняет, хотя мы тут с дурацкими вопросами: чего нового в переносе действия в зал? Как в эстетику спектакля вписывается чертовщина в виде гроба и головы дьявола? О чем эти юноши в плавках, которые вываливаются под занавес на поклоны и танцуют вместе с игравшими на сцене артистами? Где тут отказ от натурализма или это он и есть?
- Посмотрите, какие они все: и осмелели, и вышли. Необыкновенные! Вы даже не подозревали, что есть такой секс, шесть секс-символов в одном театре!

И последний, незаданный вопрос: почему такое стойкое ощущение халтуры? Несколько интересных мест, финал, а остальное - как в плохом диджейском сете: заполнение времени и разматывание сюжета. Из “новшеств” прошлого века многозначительное топтание на красном знамени, нарочитая демонстрация мужских ног и женских декольте.
- Политика - говно, экономика - говно, - распалился мэтр, - искусство и только искусство! Поэтому и герои пьесы в итоге говорят, что выйдут на сцену нести прекрасное, нести искусство!
Виктюк с журналистами говорил много и с удовольствием, хотя несколько бессвязно и все не про нас. Это был второй по счету (как и пресс-конференция) талантливый рассказ об актерах, которые счастливы у него играть, о странах и континентах, падающих от матюгов и гения Виктюка Великого. От спектакля остались недоумение, зависть к тем, кто многозначительно цедил: “Гениально”, искренняя фраза героини Ирины Лебсак: “На сцене мне всегда двадцать два года” - и ехидная реплика главрежа Рубена Андриасяна: “После Виктюка я им сахаром покажусь”.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть

Свежее