Эдуард КАЗАРЯН, скульптор: Ставь задачи - появятся решения
6 июля в Астане открылась выставка работ трех алматинских художников, в том числе и
Эдуарда КАЗАРЯНА (на снимке). Для него это уже шестая или седьмая выставка за последний год. Но пока его скульптуры путешествуют по таким городам, как Эдинбург, Брюссель и Астана, автор претворяет в жизнь весьма крамольные идеи.На образцово подстриженной лужайке возле частного дома - огромные керамические фигуры. Под навесом - бронзовые работы. А на первом этаже под студией разместился собственный выставочный зал - не самый большой, но и не самый маленький в городе.
- Галеристы не обижаются на то, что вы теперь чересчур независимы?
- Возможно, у кого-то и есть болезненное отношение к этому факту: дескать, Казарян оторвался, подает нехороший пример для остальных. Но я достаточно дипломатичный человек и умею находить общий язык с людьми в различных ситуациях. Тем более что от выставок в галереях не отказываюсь, просто сейчас это не самое актуальное для художника.
- Что же самое актуальное - пережить кризис?
- Сейчас я ставлю перед собой задачу принести работы в городскую среду. Если ты хочешь, чтобы твои вещи увидел мир, невозможно замыкаться на галереях и коллекционерах. Мы зациклились на финансовом кризисе и как-то не заметили, что гораздо раньше начался другой кризис - духовный. Сейчас музеи и галереи посещает даже не один процент казахстанцев, а гораздо меньше. Что говорить обо всех, если я сам хотя бы в силу профессиональной необходимости должен ходить туда регулярно, но не получается - времени не хватает. Искусство должно окружать нас в городе, повседневной жизни. Хотя в Алматы достаточно сложно найти место для скульптур: зачастую они вступают в конфликт с агрессивной и безликой архитектурой, заполонившей город за послеперестроечные годы.
- Вы имеете в виду торговые центры, коттеджные городки или помпезные высотки?
- Любые бессмысленные блестящие здания, отделанные алюкобондом. Кстати, то, что появилась такая архитектура, - тоже результат элементарного пробела в образовании, отсутствия вкуса в массе. Если проекты выбираются не за чистоту формы, а по принципу “чем больше золота и закорючек, тем лучше”, в этом тоже виноваты мы, художники. Это мы должны прививать всем общий вкус. Есть пословица, что каждый мужчина должен построить дом, воспитать ребенка, посадить дерево… Я бы сказал так: каждый художник или скульптор должен сделать доступными для всеобщего обозрения хотя бы несколько своих произведений, вместо того чтобы закрывать их в музее или частной галерее. Тогда мы все по капельке будем прививать вкус.
- Что же вы сотворили общественного, кроме скульптуры The Beatles на Кок-Тюбе?
- Не могу сказать, что это была абсолютно авторская вещь, поскольку там существовали определенные рамки. Мои крупные керамические работы стоят в нескольких торговых центрах, мозаичные - в одной из зон отдыха на Иссык-Куле: сейчас в планах - оформление центра отдыха. Малые архитектурные формы играют не только эстетическую роль, они еще и примиряют человека с архитектурой. Это как игрушки в детской комнате, которые позволяют ребенку не чувствовать себя таким крохотным.
- Кстати, ваши крупномеры из керамики словно сделаны взрослым ребенком - яркие, веселые. В бронзе главная тема - мужчина и женщина, мать и дитя, путешествия. Такое ощущение, что вы очертили себе круг: не дальше семьи.
- Это все об основах. О вечных темах. Кстати, ту же женщину никогда невозможно до конца разгадать. В жизни вообще часто бывает, как в истории об Одиссее: они быстро проделали обратный путь, уже видели берег родной Итаки, но тут открылся мешок с ветром, судно унесло в море - и дорога к дому оказалась гораздо труднее. Так и в жизни: иногда кажется, что ты уже почти у цели, но что-то происходит, и ты понимаешь, что тебя унесло куда-то далеко.
- Может показаться, что вы сидите в башне из слоновой кости и намеренно дистанцируетесь от настоящего времени. У вас нет злободневных работ, вы не замечены в скандальных акциях…
- Во время учебы я сделал такую работу - повешенный человек. Преподаватели сильно удивились, спрашивали: “Почему такая тема, у тебе же все нормально?” На самом деле все самое важное для человека, все, к чему мы стремимся, о чем думаем и мечтаем, - это добрые, прекрасные вещи: семья, отношения с близкими, самореализация. И я давно заметил: когда создаешь что-то позитивное, ты опосредованно создаешь свой мир, хорошее постепенно приходит и в твою жизнь.
- Значит, вы противник идейности искусства?
- Это началось, по-моему, с Ленина. Решили, что искусство должно вести агитацию, а художник обязан реагировать на то, что происходит в мире. Например, сегодня шарахнул ядерный взрыв, а завтра все творческие люди откликнулись на это. На самом деле художник должен быть своего рода фильтром: нет смысла переносить в произведения все сиюминутные вещи. Многие события, которые сейчас нам кажутся очень значимыми, через пару десятилетий окажутся отмеченными разве что строчкой в учебнике истории или энциклопедии. И есть важные, всегда актуальные темы, которые для каждого открываются вновь. Если кто-то написал о любви, это ведь не значит, что тема исчерпана.
- Вы счастливый человек: у вас, похоже, нет ни с кем ни одного конфликта!
- Для меня очень болезненны те отношения, которые существуют между человеком и природой - по крайней мере, в нашей стране, нашем обществе. Кстати, культура нации проявляется в первую очередь на уровне экологии в том, как люди относятся к окружающему миру.
- И как же мы к нему относимся?
- Да ужасно! Когда я еду на машине, то вижу, что из других авто запросто выкидывают мусор прямо на мостовую. Наш город превратился в одну большую помойку, все окрестности Алматы замусорены. Каждый раз, бывая на природе, я стараюсь собрать хоть немного бутылок и пакетов. Или на пикнике бегает мальчик с пневматическим ружьем. Когда я спросил, не опасно ли это, он ответил: “Не беспокойтесь, я стреляю в скворцов”. Как будто скворец не живое существо! Это типично для наших людей - уничтожать все, что движется.
- И все же вас вполне можно назвать везунчиком: собственная мастерская, галерея и дом, пусть даже и не в престижной части города. Многие ли художники могут похвастаться таким успехом?
- Я везунчик в том плане, что создаю какие-то вещи и нахожу для них место в пространстве. Все остальное - плоды упорства. Скульптор - не та профессия, которой можно хорошо зарабатывать на жизнь. Если цель - в обеспеченной жизни, то лучше выбрать другую профессию. Когда я начинал стройку, у меня были всего тысяча долларов и земля, на которой стоял старенький домик. Надо ставить перед собой задачи - тогда появятся способы и возможности их решения.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

