Попе должно быть удобно
С самого начала у них было и есть только одно правило: не играть спектакль, если в зале меньше людей, чем на сцене. Теперь у
“АРТиШОКА” в обжитом подвальчике высотки стабильные аншлаги. Хотя самый живучий частный театр страны позволяет себе и экспериментировать, и эстетствовать, и не потакать вкусам публики.Кажется, что у них все так легко и просто. Вот и в этом году “АРТиШОК” успел побывать на фестивале “Золотая маска” в Москве, взять Гран-при в Могилеве, попробовать себя в новом жанре мюзикла и открыть театральный клуб. В рамках последнего проходят кинопоказы нашумевших спектаклей со всего мира.
- Зачем вам этот ликбез?
- Мы открыли клуб, - рассказывает режиссер театра Галина ПЬЯНОВА, - чтобы у самих не было ощущения съехавшей крыши: в какой-то момент стало очень трудно объяснять и коллегам, и журналистам, и зрителю свои пробы и поиски. Меньше всего хотим умничать: дескать, мы все понимаем, а вы подтягивайтесь. Мы всего лишь один из экспериментальных театров, и невозможно от нас все время ждать каких-то совершенных вещей. К тому же Алматы театральный - это громко сказано. В нашем городе количество творческих групп не растет, а дух творчества из них уходит. Актеры начинают ходить в театр как на работу. Я убеждена, что в этом случае надо менять деятельность и заниматься чем-то более реальным - например, мести улицы.
- Такое ощущение, что в последнее время вы далеко ушли от публики, стали слишком элитарными...
- Если бы в Алматы было еще с десяток экспериментальных театров! В Москве только в школе драматического искусства целый конгломерат лабораторий. Театральные коллективы имеют и доступные спектакли, и какие-то вещи на уровне исследования. А у нас существуют только академические театры, и если артисты сами не мучаются поиском чего-то нового, то быстро исчерпывают творческий потенциал. Мы не за эстетский, элитарный театр, но нельзя сидеть только на попсовых вещах и комедиях, делающих кассу. Хотя комедии очень легко и приятно играть.
- Самый забавный упрек в этом сезоне?
- Он прозвучал в одной рецензии: мол, раньше это был театр для всех, а теперь - для тинейджеров. Сказано про спектакль, который сделали молодые и для молодых. Я не понимаю, что в этом стыдного или плохого и кто должен заниматься тинейджерами? Мы же не ходим по школам, не навязываем билеты. В театрах, работающих по такому принципу, иногда бывает, что касса выкуплена, а зрителей нет. Это очень болезненно для актеров - выходить в пустой зал.
- Ох, какие вы нежные! Отчего бы тогда не уехать в более театральное место?
- Мы задавали себе такой вопрос. И были моменты искушения. Но хорошо там, где нас нет. Мы предпочитаем нашего зрителя, который нас воспитал, хотя это и парадоксальный зритель. Например, в Алматы на публику очень влияет погода - могут быть куплены все билеты, а из-за дождя половина людей не приходит.
- В других городах иначе?
- Везде обычно наоборот: чем хуже погода, тем больше зрителей. Например, в Москве будут смотреть до конца все что угодно, просто чтобы составить впечатление. У нас другая публика - если неинтересно, то просто встанут и уйдут. Иногда не очень тихо.
- От этого нежные актеры тоже страдают?
- Лучше такая реакция, чем равнодушие.
- Почему от вас бегут мужики? С основания театра женский костяк неизменный, а вот мужчины долго не задерживаются.
- Возможно, при всей своей женственности иногда мы ведем себя не по-женски. Мы никогда никого не удерживали и не уговаривали остаться. Мы давно перестали прощать друг другу какие-то слабости. У нас очень жесткие разговоры, и касаются они только работы. Когда я молодой девочкой пришла в ТЮЗ, мне одна актриса сказала: никогда не жалуйся в театре на самочувствие - похоронят. Так и мы - не грузим друг друга проблемами и вообще стараемся не общаться вне театра.
- Акимат помогает?
- В самом начале этого пути мы решили быть независимыми, отказаться от государственной зарплаты. С тех пор у нас не было мысли о том, что акимат или министерство нам что-то должны.
- Спасло бы Алматы появление хотя бы одной государственной площадки, предоставленной независимым экспериментальным группам?
- Это был бы прекрасный выход. Причем подошел бы даже какой-нибудь ангар. Ведь в театре главное - оборудование, а не мягкие кресла. Хотя у нас такая ментальность: попе должно быть удобно...
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

