6772

Как сердце велит?

Как сердце велит?“Чего хочет народ?” - вопрос еще более неоднозначный, чем “ Чего хочет женщина?”. Потому что чего бы ни хотела женщина, это в итоге оказывается норковой шубой (и к ней мы еще вернемся. - Т. Б.). С народом сложнее в том плане, что норкой уже не отделаешься, всей правды не скажешь, а хлеба и зрелищ может не хватить. Соответственно, власть, оппозиция и интеллигенция попеременно решают за народ, что он на самом деле хочет, его не спрашивая. Но вот недавно народу самому дали выговориться, и теперь понятно, чего ему надо. По крайней мере, от кино.

Общенациональный конкурс сценариев “Казахфильм” объявил еще в прошлом году. Чтобы избежать обвинений в протекционизме, организаторы конкурса попросили участников не указывать свои фамилии, ограничившись любой вольной шифровкой на титульном листе. Многие авторы довольствовались несложными кодами вроде “к587”, но некоторые самоотреченно сочиняли комбинации наподобие “1410 1962 2204 1992”.
Всего в редакционную коллегию попало более 70 сценариев, 36 из которых осилил и автор этих строк. Итоги конкурса подвели в конце марта.
Победили, естественно, профессиональные кинематографисты и драматурги: Ануар РАЙБАЕВ, Таласбек АСЕМКУЛОВ, Асия БАЙГОЖИНА… Естественно, потому что если талант создавать кинопроизведения может быть и врожденным, то умению расписывать свою идею на полтора часа движущегося изображения учиться надо.
Однако начинающие сценаристы (такие часто звонят и пишут в газету) уверены, что прирожденный талант учить - только портить. Следовательно, писать надо, как сердце велит. А сердце велит…

...срочно ехать в Астану
Столица так или иначе обозначена в подавляющем большинстве сценариев. Это логично, так как “Казахфильм” изначально дал понять, что нужно писать про современность. О том, что современность у нас - это не только непонятно зачем выкопанная яма в центре Алматы, народ сам быстро догадался.
Иногда Астана - просто фон для разворачивающихся событий (“ Город”, “Соқыр көзден аққан жас”), а порой - цель бытия и форма, как в “ Арман болған Астана!”. Согласно последнему сценарию прораб Асылбек собирается в столицу. Он толком не знает, что его там ждет, но с кличем “ Астананың аты Астана ғой, бiрденке шығар!” (Столица есть столица, что-нибудь да получится! - Т.Б.), садится в поезд и двигает в еще необжитый, как мы потом узнаем, северный город. Напряженными диалогами в купе автор ненавязчиво подводит к тому, что Асылбека ждут тяжелые испытания.

- Біздің Елбасымыздың саясаты, iлiм-бiлiмi күштi (Наш президент замечательный, умный политик. - Т.Б.) - горячо заявляет один пассажир.
- Нурекең көкеміз ғажап қой, ғажап! Талантты, керемет адам ғой! Аздаған уақытта қаншама шаруа тындырды, бүкiл Еуропада мүндай президент болған жоқ, бұган саясат жағынан, бiлiм жағынан тең келетін адам жоқ! (Удивительный человек, очень талантливый, необыкновенный! Столько всего успел за короткое время, во всей Европе такого президента не сыскать!), - горячо “спорит” с ним другой.
Достигнув цели, Асылбек находит родственника Ораза, который оказывается председателем комитета по передислокации столицы. Ораз-ага тут же берет способного прораба к себе в замы.
Конец фильма.

...верить в сказки

Сказок и различного рода фантастических фильмов на конкурс предоставили достаточно много. Это как определенно детские (во всех смыслах) истории про то, как воин из прошлого появился в Алматы настоящего (“ Батыр Айтуар”), так и вполне суровые легенды про иностранцев, страдающих массовыми галлюцинациями в бескрайних степях Казахстана (“ Миражи”).
Объединяет эти творческие изыски полное игнорирование авторами материально-технических ресурсов киноотрасли страны. В текстах появляются тролли, драконы, гномы, гудят песчаные бури, полчища воинов или инопланетян бьются друг с другом... Впрочем, эти авторы по меньшей мере честны перед собой и родиной: они действительно верят в сказки, раз считают, что все это можно у нас снять.

В плане развития сюжета дальше всех из сказочников продвинулся автор “ Детей Каина”. По его задумке, Чингисхана не убили, а сожгли, потому что он бессмертный. После кремации прах завоевателя распылили по казахским степям. Прах этот сулит беды людям, а спасти их может только девочка, потому что она избранная. Не всенародно, конечно, но ее легитимность не вызывает сомнений у независимых наблюдателей. И вот мятежный дух Чингисхана бродит по просторам, а люди сражаются с ним за счастье жить.
Сергей БОДРОВ судорожно курит в сторонке.

...бить и любить друг друга
Бытовых историй тоже хватает. Про то, как мирно живут русские с казахами, как бедные девушки становятся бизнесвумен, и так далее. Причем иногда ощущается откровенная мотивированность автора: вряд ли кому на ровном месте стукнет в голову писать драму о том, как интеллигентная девушка из Алматы выходит замуж за турецкого казаха, а тот потом молотит ее в Стамбуле каждый день (“Беймәлім жұрт”). Если только не самому стамбульскому принцу.
Или вот случай с девушкой, которая родила пятерых девочек и снова беременна двойней (“Егіздер”). Свекровь пригрозила отправить ее к родителям, если опять восторжествует товарищ гендер. Рождаются девочки.
Врач-акушер говорит по этому поводу:
- Менің үш қызым бар, олар бесеу болса, мен ренжімеймын (У меня три дочки, будет пять, не обижусь. - Т.Б.).
Роженица отвечает:
- қаланың ентеллегенты болғаннан шығар… (Это потому, что вы город­ской интеллигент, видимо. - Т.Б.)
Однако автор сценария “ Удо­стоившиеся счастья” вывел проблемы ментального плана на глобальный, межкультурный, общечеловеческий уровень. Живет парень Кайрат. Он казах, занимается кикбоксингом, драками в туалетах и выбиванием денег с предпринимателей. Но, естественно, человек он хороший. Однажды Кайрат встречает девушку Элиму. Она чеченка. Они полюбили друг друга с первого уда..., простите, взгляда. Брат Элимы Рамазан - ортодоксальный борец вольного стиля, не желающий выдавать сестру за представителя другой нации. Конфликт развивается на глазах: пока Кайрат пытается отвоевать право любить ударами ноги с разворота, Рамазан падает ему в ноги и отрабатывает броски. Финал поистине грандиозен: отец чеченского семейства читает брошюру про то, что казахи - великий народ, имеющий славную историю и богатые традиции. Глупо отказывать такому джигиту. Элиме дают благословение.

То, что великую нацию представляет какой-то безработный отморозок, отнимающий деньги у бизнесменов, так это, право, мелочи.
Любовь же не знает границ.

...не ограничивать себя ни в чем
Трудно классифицировать все то, что удалось прочитать. Ясно одно - фантазия у народа воистину беспредельна. Кто-то замахнулся даже на жанр политического триллера, который начинается как анекдот: “ Сидели три президента - Горбачев, Ельцин и Назарбаев”. Кто-то поднял тему Арала с привлечением космической индустрии. Есть и удачные работы: “ Жерталас” - о том, что получится, если женщину разлучить с норковой шубой, и “Кумир” - про подающего надежды спортсмена с неожиданными сюжетными поворотами.

Есть даже эротика. Сценарий называется “ Моя принцесса Femme Fatalе” и написан явно женской рукой. Что не мешает автору выступать от имени мужчины. Все это здорово смахивает на роман Зары ЕСЕНАМАН “Хардкор”, но только до определенного момента. Развитие сюжета можно проследить по цитатам:
Описывать ее красоту нет смысла. Она безумно красива. Она созрела в утробе раковины, свободно дрейфовавшей на дне морском. Отчего чувство свободы не чуждо ей”.

Далее: “ Принцессе нравилось трахаться на улице. До безумия... Я забрызгивал ее всю: лицо, грудь, живот… Падая на мягкую перину, я наслаждался пряным запахом спермы, который убаюкивал меня, словно морской бриз в знойный вечер, и забывался крепким сном. А принцесса продолжала стонать, растирая сперму по всему телу”.
И наконец: “ Потом, уже расставшись с принцессой, я частенько вспоминал наши похождения, не раз порываясь выпустить линейку освежителей воздуха с запахом спермы”.
Здесь же есть замечательный по своей глубине афоризм: “ Некоторые болезни невозможно вылечить, потому что они неизлечимые”.
Это да.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы,
тел. 259-71-96,
e-mail:tulegen@time.kz
Рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть