Не классика жанра
Настоящий художник должен быть гениальным, нищим и тяжелым для совместной жизни. Что говорить о семье, где на семь человек, проживающих под одной крышей, три профессиональных живописца и один любитель? Но живут здесь неплохо, пусть тесновато - зато весело. Уверяют, что даже без ссор, потому что некогда выяснять отношения, работы много. Хотя поначалу
Алексея ВОЛОШИНА и Катю ФИЩУК (на снимке) родители просили хорошо подумать о перспективах художественной семьи.
Художники бывают разные. Кто-то сидит на алматинском Арбате, обложившись незатейливыми картинами, кто-то верит в собственную гениальность и загибает заоблачные цены. Кто-то мечтает об аукционах, а кто-то вовсе не востребован. Алексей и Катя не обижены заказами, возможно, потому, что уважают право клиента получить за свои деньги то, что ему нравится.
- А как же творческая натура, которой нельзя ставить никакие рамки?
- Сложнее то, что заказчик не всегда может объяснить, чего он хочет. Зато когда попадаешь в точку, сам получаешь большое удовольствие. Насчет творчества - этот вопрос был для нас очень мучительным в свое время. Но мы четко определились: если делаем работу на заказ, а не для персональной выставки, то клиент должен получить за свои деньги то, что хочет.
- Заказчик всегда прав, - продолжает Катя, - а если что-то уж очень сильно идет вразрез с нашим вкусом, то мы просто не подписываем такие работы. Вот и все. Конечно, до такой пошлости, как сделать портрет жены а-ля Джоконда, уже никто не опускается, сейчас не те времена, клиенты стали образованными. Но бывает, что просят сделать картину в духе попсового импрессионизма, розово-бежевых тонов - “под обои”. Потом еще спрашивают, можно ли будет картину продать. Я объясняю, что если это портрет родственника или такого рода заказ - то вряд ли. Если же это нейтральный сюжет - то конечно.
- Сразу два творческих человека в одной семье - это не перебор?
- Конечно, - говорит Алексей, - когда мы начали встречаться, вся родня переживала:
“Как же вы будете существовать? Надо, чтобы хоть у одного из вас была стабильная работа”. Мы тоже так думали и первое время преподавали, чтобы иметь гарантированный кусок хлеба. Но потом поняли, что сможем больше сделать, если не будем распыляться и станем просто свободными художниками. Причем оба.
- У художников в моде такие понты:
“Я великий и могучий, но не понятный тупому обывателю”. Причем такая убежденность может быть и манией величия, и саморекламой.
- Такие понты и я сам могу колотить, - смеется Алексей, - но не очень их уважаю. Ты попробуй сделай работу, которая понравится заказчику. А потом рассказывай, что ты можешь и какой ты талантливый. Бывают работы спорные, бывают средние, но чтобы увидеть хорошую, талантливую картину, на самом деле не обязательно быть профессионалом. Кстати, моя сестренка, Маргарита, тоже стала художником.
- Как уживаются четыре художника в очень небольшой квартире?
- Нормально, - говорит Алексей, - где бы мы ни жили, вокруг нас автоматически образуется мастерская. Отдельной комнаты для работы нет, но мы стараемся использовать нетоксичные краски и неедкие растворители. А окружающие, если видят, что у кого-то из нас пошла работа, то прекрасно это понимают и стараются приспособить свой режим под работающего.
- Что такое коммерческий художник?
- В разных странах разное представление о том, что хорошо продается, - говорит Алексей. - Например, недавно мы совершили большой вояж: через Москву и Питер в Прагу. Смотрели работы местных художников, показывали свои, интересовались, что хорошо продается. Когда живешь в одном городе и всех знаешь, теряется ощущение уровня. Кстати, Москва в чем-то похожа на Алматы: и здесь и там присутствует диктат публики.
- И у нас, и в Москве, - подхватывает Катя, - пользуется популярностью пейзаж. А в Праге, например, как и во всей Европе, больше любят фигуративные композиции, а пейзаж вообще не считается за серьезный жанр.
- Или, например, - продолжает Алексей, - иностранцы зачастую не брезгуют интерьерным портретом, а наши клиенты в принципе не любят украшать дом незнакомыми лицами. Это тоже наша специфика:
“С какой стати я буду держать дома портрет незнакомого человека?”. Так что мы сильно отличаемся. Мне в Праге вообще так и сказали: “Ты некоммерческий художник”. Хотя я давно уже успешно продаю работы.
Семья художников недавно сделала себе подарок - сообразили выставку на троих. Совсем небольшой зал, никаких видимых пересечений в творчестве трех персон, никакого расчета на коммерческий успех. Кстати, в тесноте они живут не так давно, после того, как Катина родня уехала в Россию и продала квартиру. Их тоже звали с собой. Но супруги пожили полгода в Москве, наладили контакты с галереями, освоили новую мастерскую и... вернулись домой, в Алматы.
- Здесь наши заказчики, здесь все родное, да и работается на родине как-то легче. Хотя какая разница - писать алматинский городской пейзаж или московский. Но мы пока отложили идею о переезде. Будем писать, делать выставки, а там - посмотрим.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

