От чиновников ждут не креатива, а лояльности
Сегодня на вопросы читателей отвечает
политолог Досым САТПАЕВ (на снимке), директор Группы оценки рисков
Елена МЕРИНОВА, Алматы:
Почему Казахстан до сих пор не признал Южную Осетию и Абхазию? Боимся испортить отношения с Америкой или по другой причине?
- Политических издержек от этого признания для Казахстана больше, чем выгод. К тому же руководство республики не намерено терять капитал, инвестированный в Грузию. Казахстан избрал довольно гибкий способ ухода от российского давления, заявив о том, что в свое время не признал и независимость Косова.
Георгий ПОЗДНЯКОВ, Алматы:
Как вы оцениваете последние поправки в Закон “О религиозных объединениях”, вызвавшие критику со стороны казахстанских правозащитников? Может быть, есть смысл вернуться к прежней редакции закона, не столь дискриминационной в отношении “малых конфессий”?
- Когда политики вмешиваются в религиозные дела, начинаются “крестовые походы”, а когда религия управляет политиками, вспыхивают костры инквизиции. В борьбе с лжепророками главное - не выплеснуть вместе с водой и ребенка. Взять хотя бы ситуацию с кришнаитами, которых некоторые наши политики хотят занести в список опасных организаций вкупе с другими нетрадиционными для нашей страны конфессиями. Но, убрав безобидные религии, можно освободить место для более опасных тоталитарных псевдорелигиозных организаций, в которых роль “мучеников” в борьбе с “плохим государством” кое для кого до сих пор привлекательна.
Усиление государственного контроля через те или иные структуры - часть общей тенденции. Например, в партийной сфере это делается через “Нур Отан”, в экономической - через новый Фонд национального благосостояния, на информационном пространстве - через “Арна Медиа”.
Асель КУРМАНАЛИЕВА, Астана:
Сейчас люди, увязшие в кредитах, митингуют, требуя, чтобы государство им помогло. Почему помогать любителям халявы нужно за мой счет? Или вы согласны с тем, что их митинги - свидетельство “роста гражданского самосознания в казахстанском обществе”?
- В этом непростом вопросе необходимо отделять мух от котлет. Государство и дольщики (или ипотечники) должны четко разделить зону своей ответственности. Во многих проблемах дольщиков виноваты не только строительные компании, но и госструктуры, раздававшие направо и налево разрешения на строительство и выкуп земель. Вина государства и в том, что в период строительного бума оно не защищало дольщиков, приняв закон о долевом строительстве лишь после того, как жареный петух клюнул. Но и многим из тех, кто подписывал договор о долевом строительстве или брал ипотеку, следовало быть благоразумнее. Я поддерживаю работу совместной комиссии с участием правительства, Ассоциации финансистов Казахстана и общественных организаций, пытающихся найти приемлемое для всех решение.
Теоретически движения “Амнистия по кредитам” и “Оставим народу жилье” относятся к гражданскому обществу, так как пытаются защитить интересы определенных социальных групп. Другое дело, что некоторые их призывы сомнительны. Банки правы в том, что никто не заставлял этих людей подписывать договора на кабальных условиях. А полное списание полученных кредитов, как предлагают некоторые горячие головы, окончательно подкосит всю финансовую систему страны.
Олег КОЛПИН, Алматы:
Возрастут ли политические риски для Казахстана, когда он возглавит ОБСЕ? Что вообще даст нам председательство в этой организации, кроме “чувства глубокого удовлетворения”?
- В лучшем случае, проснувшись однажды утром в 2010 году, мы не почувствуем, что воздух стал чище, солнце ярче, а чиновник милее.
Что от нашего председательства хотят получить ОБСЕ и Запад в целом? С одной стороны, это будет эксперимент, результаты которого никому не ясны. С другой стороны, этот шаг продемонстрирует открытость данной организации для сотрудничества с постсоветскими странами. И конечно, не надо забывать об энергетических интересах Запада в Казахстане.
Жолдас (вопрос прислан по электронной почте):
Как вы оцениваете ситуацию со свободой слова в Казахстане? Эта проблема только наших СМИ или она касается и рядовых граждан?
- Не хочу ссылаться на многочисленные рейтинги, оценивающие свободу слова в мире, так как сомневаюсь в их объективности. И меня меньше интересуют эмоциональные возгласы об отсутствии свободы слова в Казахстане, что, впрочем, в условиях отсутствия политического плюрализма вполне естественно. Более серьезным является то, что отсутствие конкурентоспособных, а следовательно сильных СМИ наносит удар по национальной безопасности Казахстана.
А что вы думаете о попытках создания медиахолдинга под крылом партии “Нур Отан”?
- В поэме Овидия “Метаморфозы” говорится о том, как бог Дионис наделил царя Мидаса чудесным даром превращать все, к чему он прикоснется, в золото. Так вот, в случае с партией “Нур Отан” все получается наоборот. Партия, которая не знает, что такое конкурентоспособное политическое пространство, не способна на креатив и не создаст конкурентоспособные СМИ. Но, судя по всему, такая цель и не ставится.
Ануарбек, Алматы:
Недавно вы сказали: “Хотя комментировать кадровую политику в Казахстане не имеет смысла, учитывая то, что истинную подоплеку знает только глава государства, недавние назначения все-таки обращают на себя внимание”. Что вы имели в виду?
- Проблема в том, что в нашей политической системе очень часто любые кадровые перемещения могут не иметь логики с точки зрения развития страны, зато они логичны в плане поддержания некоего баланса сил внутри самой элиты. Это основа политической стабильности Казахстана. Пример с
Рахатом АЛИЕВЫМ очень хорошо показал, как один человек может нанести серьезный урон этому балансу. К многим кадровым назначениям я отношусь спокойно уже потому, что они вписываются в правила игры действующей политической системы, но не меняют эту систему в лучшую сторону. От назначенцев часто ждут не креатива, а лояльности, как в случае с бывшим спикером мажилиса
Асланом МУСИНЫМ или с нынешним -
Уралом МУХАМЕДЖАНОВЫМ. Хотя свои корректировки внесла вторая волна мирового финансового кризиса, которая заставила власти еще больше мобилизовать ресурсы уже в рамках объединенного Фонда национального благосостояния и направить
Кайрата КЕЛИМБЕТОВА в “Самрук-Казына”. Но и здесь мы опять видим пресловутый баланс сил, где “смотрящими” за Келимбетовым поставили
КУЛИБАЕВА и ДУНАЕВА.
Данияр САПАРБЕКУЛЫ, Алматы:
Насколько эффективным будет сейчас созыв антикризисного совещания, на котором настаивают лидеры оппозиции?
- С одной стороны, хорошо, что казахстанская оппозиция не стоит на месте и постоянно предлагает разные политические инициативы. По крайней мере хоть какое-то разнообразие в скудном политическом “меню” Казахстана. Но, с другой стороны, возникает такое ощущение, что сами оппозиционеры не очень-то верят в реальность своих предложений. Появление антикризисного совещания как некоего аналога “теневого правительства” маловероятно - ведь “теневое правительство” может существовать там, где к нему прислушиваются общество и власть. В противном случае такое правительство трансформируется в междусобойчик, в очередную говорильню. Более того, требуя отставки правительства, оппозиция, сама того не подозревая, продлевает его пребывание на этом посту. Ведь даже если эта отставка и предполагалась, президент в ближайшее время не будет делать никаких шагов в данном направлении, чтобы это не выглядело уступкой его политическим оппонентам.
Ермек АЙТКОЖА, Талдыкорган:
Правительство заявило, что на поддержку экономики страны выделяется 10 млрд. долларов. Как вы считаете, эта мера не запоздала?
И еще. Сейчас оппозиция предлагает дополнительно выделить 5 млрд. тенге на компенсацию роста цен для социально уязвимых слоев населения республики. Что вы об этом думаете?
- По первому вопросу могу сказать, что сумма не окончательная, она будет расти, особенно если продолжится падение цен на нефть. Как призналось само правительство во время презентации трехлетнего бюджета, при цене $60 за баррель потери бюджета составят около 535 млрд. тенге. И эти потери опять придется компенсировать из Нацфонда.
Экономист Ораз ЖАНДОСОВ считает, что $10 млрд. выделили с опозданием, его коллега
Канат БЕРЕНТАЕВ призывает пересмотреть экономическую модель развития страны, а политик
Булат АБИЛОВ вообще заявил, что $5 млрд. из этой суммы пойдут на офшорные счета владельцев “МангистауМунайГаз”. Все это говорит об отсутствии доверия общества к любым государственным инициативам. Хотя решение правительства о дополнительных денежных вливаниях в казахстанскую экономику для поддержания ее ликвидности и устойчивости финансовой системы ничем не отличается от аналогичных действий правительств других стран мира, пытающихся минимизировать последствия мирового экономического кризиса.
Что касается предложения оппозиции, то с политической точки зрения ход верный, но с экономической - возможен обратный эффект: этот шаг подстегнет инфляцию.
На “прямой линии” дежурил Анатолий НИКОЛЬСКИЙ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

