Добрая сказка Фариды
Ее волшебный мир, - мечта любой девочки. Яркие панно, костюмы XVIII-XIX века, а главное - куклы. Их столько, что разбегаются глаза.Будто живые красавицы в национальных костюмах. Они воплощение фантазий своей хозяйки. Сказочница, придумавшая все это магическое великолепие, - алматинка Фарида ДЖАНИЯРОВА (на снимке).
Она всегда любила играть в куклы, последнюю “дочь” ей купили, когда Фарида училась в старших классах школы. Многие посмеивались: взрослая девушка, пора бы по женихам бегать, а она нянчится со своими игрушечными подружками. Фарида не обращала внимания - шила им одежды, наряжала и каждой придумывала неповторимый образ.
- Сколько у меня их было за всю жизнь - и не вспомню, - рассказывает
Джаниярова. -
До сих пор я к ним неравнодушна: иду по улице, вижу - в витрине манекен стоит голый, сразу хочется его одеть. Часто подбираю кукол на улице - без рук, без ног - приношу домой и возвращаю их “к жизни”.
Главных героинь своей кукольной действительности она сделала своими руками. Томные восточные красавицы с глазами-стразами и толстенными косами из черной пряжи встречают любого входящего в этот дом. У каждой свое имя - Карлыгаш, Куралай, Айгерим. О том, как она их делает, Фарида не рассказывает: у мастера должны быть фирменные секреты.
- Когда-то, в конце 90-х, я делала куклу-цыганку, и чтобы точно повторить все детали наряда, ходила к ЦУМу и знакомилась с гадалками, которые там промышляли, - вспоминает
Фарида. -
Они так хитро, чисто по-цыгански, завязывают свой платок, вот мне и надо было узнать, как они это делают. Я подружилась с одной ворожеей и выведала у нее все цыганские секреты. А потом сделала-таки свою куклу. Какая это была красавица! Ее почти сразу купили иностранцы, теперь она где-то в Европе. А я сколько ни пыталась сделать такую же роскошную цыганку - не получалось...
Своих кукол она частенько наделяет чертами близких, друзей и знакомых. Но Фариде приходилось делать и куклы известных исторических личностей - Петра I, Екатерины II, Ивана Грозного. И всякий раз она добивалась идеального портретного сходства, подбирала исторически достоверные костюмы.
- Все должно быть точно, поэтому работа очень кропотливая, - объясняет мастерица. -
Вы можете взять репродукцию картины, на которой изображен, например, Петр I, и сравнить: столько же пуговиц на сюртуке, тот же орден, те же усики. Правда, сейчас у меня нет ни одной исторической куклы - их очень быстро покупают.
О том, сколько стоят ее произведения, Фарида помалкивает. Правда, признается: о заоблачных суммах она может только мечтать. Это она - об авторской кукле, которую купили у одной из мастериц на выставке в России за 40 тысяч долларов.
Удержаться от искушения примерить наряды, в которых прогуливались по темным аллеям герои и героини Ивана Бунина, я просто не смогла. В ход пошли кружевные пелерины, роскошные шляпки с шелковыми завязками и даже сюртуки, в которых некогда щеголяли бравые офицеры тех времен.
- Одежда для женщины - упаковка, и она может быть такой разной, - рассуждает
Фарида, доставая из шкафа очередной наряд. -
Раньше дамы были действительно роскошными - это после революции мы все стали одеваться как под копирку. А тогда по наряду женщины можно было судить о достатке ее мужа. Вот и старались мужчины принарядить своих благоверных. Любой костюм - не важно XIV века или XIX, поражает воображение самобытностью, роскошью, уникальностью.
Все эти костюмы Фарида шьет сама по собственным эскизам. Кстати, сама мастерица любит наряжаться.
- Женщина при любых обстоятельствах должна оставаться женщиной, - убеждена она. Любая дама подобна цветку, считает Фарида. А сама себя ассоциирует с подсолнухом - такая же солнечная и жизнелюбивая. Девиз ее жизни:
“Мешай дело с бездельем - дольше с ума не сойдешь”.
Оксана Акулова,
akulova@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Алматы

