Сейдахмет КУТТЫКАДАМ, Валентин Макалкин, Дарья БУБЛИК: Анау-мынау о Текущем Моменте
Сейдахмет КУТТЫКАДАМ, журналист.
Иные добродетели.
Мне доводится выступать в различных аудиториях и отвечать на разные вопросы. Однажды меня пригласили в Дом ученых на встречу с КВН, так шутливо прозывают себя члены клуба ветеранов науки. По названию, думаю, ясно, кто здесь заседает. Это интеллигенты высшей пробы, много сделавшие для отечественной науки и образования.
Встреча была не первой. Обычно на таких мероприятиях интересуются моим мнением по поводу тех или иных политических событий у нас в стране и за ее пределами.
Вначале все шло как обычно, но среди традиционных вопросов прозвучал и такой: “А как сейчас воспитывать наших детей?”.
Откровенно говоря, я не ожидал его в этой аудитории, состоящей из умудренных и образованнейших людей - наставников по своей сути. Мне казалось, что вопрос вырвался случайно и большинство от него отмахнется и начнет задавать другие, более “серьезные” вопросы. Я ждал их.
Однако вдруг установилась непривычная и достаточно долгая тишина, ученые, вытянув шеи, внимательно смотрели на меня. Тогда до меня дошло, что это не случайный вопрос, ответ на который важен не только почтенной аудитории, но и всему обществу. Вопрос адресовался не только мне, но и моему поколению. Я понял всю глубину и значимость его тревожного смысла: что же вы (ваше поколение) творите с нашими (в том числе и с вашими) детьми и с будущим страны?
Я что-то им ответил, но, думаю, к этому вопросу надо вернуться, так как в силу своей важности он заслуживает гораздо более широкого обсуждения.
Основные моральные заповеди прописаны во всех мировых религиях, и они общеизвестны: не убий, не укради, не обирай ближнего своего, не лги… Главными людскими добродетелями считаются честность, гуманность, трудолюбие, талант, образованность… Весь цивилизованный мир до сих пор придерживается их. Но мы, страна Казахстан, идем самостийными проселочными дорогами, обо всем имеем собственное представление, подчас сильно отличающееся от общепринятого. Поэтому, похоже, у нас в стране пришли к мнению, что эти заповеди - темные предрассудки темных веков. Вместо них мы ввели другие “добродетели”: мздоимство, демагогию, лицемерие, цинизм, грабеж собственной страны и обман своего народа…
В каком положении оказались приличные семьи, где культивировались добродетели? Их обманули, их идеалы превратили в посмешище, над ними издевается вся чиновная братия - от КСК, налоговиков, судов, акиматов до парламента и правительства. Будут ли дети из таких семей воспринимать мораль своих родителей, которые в глазах их сверстников выглядят неудачниками, так как оказались в нищете и униженном положении?
Образ Учителя всегда был связан со знаниями, с достоинством и честью интеллигента. У нас же учитель получает не только жалкую зарплату, имеет низкий социальный статус, но его еще и “опустили” в грязь выборных фальсификаций. Как такой человек может “сеять разумное, вечное и доброе”?
Наши дети слышат на вездесущих государственных телеканалах сказки нарядных и сытых дядь и теть о всеобщем процветании. А что они видят в жизни? Как не только бомжи, но и вполне благообразные старики роются в мусорных баках.
Кто же “герои нашего времени”? Безжалостные бандиты, наглые рэкетиры, вороватые чиновники и рейдерствующие бизнесмены.
К чему может привести столь радикальное изменение моральных ориентиров? Вообще-то в развитых странах без всяких экивоков сказали бы: что посеешь, то и пожнешь, такое общество обречено на разложение.
Поэтому все ясно, но неистребимая наивная вера в разум подвигает нас повторить вопрос, поднятый растерянной интеллигенцией: дорогие дяди и тети в высоких кабинетах, подскажите, как же воспитывать детей? По заповедям пророков или по наглядному примеру наших ненасытных чиновников?
Валентин Макалкин,экономист.
Кто мы?
Древние цивилизации Египта, Китая, Греции, Рима, позиционируя себя по отношению к другим народам, главным фактором развития выделяли наличие ЗАКОНА, его уважение.
Народы же, не придерживающиеся, “не знающие” ЗАКОНА, определялись как варвары. Полагаю, такой критерий общественного устройства корректен и для нашего времени.
Иногда мы говорим: “хороший закон”, “плохой закон”. Но ведь плохой закон (в смысле его качества) можно доработать, устранить недостатки, противоречия. Следовательно, плохой закон - это еще не беда. Это, скажем так, полбеды.
Беда - когда закон НЕ УВАЖАЕТСЯ.
И в этом случае не так уж и важно, плохой он (закон) или хороший. Что толку с хорошего закона, если он не исполняется?
Недаром, говорят: “Законы святы, да исполнители лихие супостаты”.
Не избежала такая напасть и нас, грешных. Возьмем, например, Конституцию Казахстана, пункт 1 ст. 1: “1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы”. Не правда ли, замечательные нормы! Заметим, это и правовые нормы прямого действия, и вектор для разработки других нормативных правовых актов.
Но давайте посмотрим, как коррелируются другие нормативные правовые акты с конституционной нормой, установившей, что для государства высшей ценностью является жизнь человека.
Например, государство (законом!) устанавливает такие социальные стандарты, как минимальные заработная плата и пенсии. По своему статусу стандарты минимального дохода должны обеспечить возможность человеку оплатить минимально необходимые ему для жизни товары и услуги. Но как определить, исчислить минимальный размер дохода?
Можете ли вы положа руку на сердце представить себе, что в нашем климате можно обойтись без жилища? Или без медицинской помощи? Заметим, что по Конституции Казахстана государство не обеспечивает бесплатно жилищем и не обеспечивает в полном объеме бесплатной медицинской помощью.
В международной практике есть такой оценочный подход: чем меньше в минимальных расходах человека доля питания, тем более развито (богаче) общество, государство. В среднеразвитых странах распределение минимальных расходов приходится на три примерно равные группы: на продовольствие; на жилище; на все остальное.
У нас же в минимальных расходах выделяются лишь две группы расходов: 60 процентов - на питание; 40 процентов на все остальное.
При расчете социальных государственных стандартов расходы человека на приобретение (наем, аренду), капитальный ремонт жилища не учитываются. Равно как и не учитываются расходы на оплату медицинских услуг. Отсюда и ущербные социальные государственные стандарты на заработную плату, пенсии, стипендии, пособия. При этом мы уж не говорим о том, что социальные стандарты у нас не различаются по регионам, хотя понятно, что расходы на жилищно-коммунальные расходы, одежду, обувь, на севере и юге страны существенно различаются.
И уж к слову: а можно ли признать, что у нас среднее образование является бесплатным? А по Конституции - оно бесплатно!
Скажите, такой подход соответствует здравому смыслу? Соответствует ли он смыслу и духу пункта первой статьи первой Конституции Казахстана? Так кто мы: варвары или цивилизованные люди?
Дарья БУБЛИК, журналист, 31 канал.
За горизонтом.
...На прилавке лежали пирожки, жареные куриные ляжки и нечто, похожее на пирожное “картошка”.
Только что на главной площади Шахтинска закончился митинг шахтеров - одна из десятка акций, на которой люди требовали повышения зарплат.
Мы прилетели в Караганду рано утром, но пока добрались до Шахтинска, где не раз уже хоронили шахтеров, акция народного недовольства затихла с помощью местных властей. Наша съемочная группа опоздала, и мы приехали не к забастовщикам, а в задремавший провинциальный городок. Откуда-то из-за угла вынырнул шахтер Сережа, с которым мы договаривались о встрече. Пришел напуганный, наотрез отказался от интервью. Я его, в общем-то, поняла: завтра я улечу, а ему снова под землю спускаться. Но тут Сережа предложил компромисс: “Моя жена работает в магазине продавщицей, если она согласится с вами поговорить, то и я смогу”. Шахтер остался на улице, а я ринулась в магазин.
Перед прилавком с пирожками выяснилось, что Сережина жена работает вместе с Сережиной тещей. Я долго не решалась заговорить с этими усталыми женщинами и, наверное, лучше б не начинала. Им не нужно было посылать меня к черту. Все и так стало понятно. Какое телевидение, какое интервью? Ах, вы поднесете микрофон и камеру! Ах, мы встанем так, чтобы солнце правильно освещало наши лица? Отстань, девушка, это ничего не изменит. В глазах Сережиной тещи было больше решительности, чем у него самого. Спорить с ней было бессмысленно. Работай и молчи. Или говори и не работай.
...В домишке этого деда пахло особенно плохо. Плохо до тошноты. Очень дешевым куревом, которое просто разъело стены за десятки лет.
Его жена уже давно умерла. В соседней комнате, обклеенной плакатами с голыми женщинами, обитал сумасшедший сын. Их кормили сердобольные соседки, а сам старик растил на огороде капусту и мечтал победить коррупцию в стране. Иногда у него в доме собирались единомышленники. Они горячо спорили и придумывали “дракону” различные способы казни. Самому молодому из борцов было слегка за шестьдесят.
В селе растащили по кирпичикам единственную дешевую баню. И пенсионерам стало дорого мыться. Вот и весь выбор. Ходить чистым или грязным.
...В селе Икан на юге Казахстана до сих пор помнят Сталина. Памятник бывшему вождю и полустершиеся советские лозунги сохранились благодаря местным аксакалам. За памятником - хибарка. В ней жила бедная многодетная семья. Чтобы дети не мешали съемкам Сталина, я рисовала на железках-лозунгах цветы, домики и человечков. Мальчик и девочка внимательно наблюдали. И отвечали рисунками облаков. У них не было мела, рисовали камешками. Проведешь по обратной стороне ржавого лозунга чуть слабее - и ничегошеньки не видно. Дети старались. Потом выяснилось, что у девочки завтра день рождения. В сельском магазине купили какие-то нехитрые сладости. А еще пару самых дорогих игрушек из тех, что могут лежать на сельском прилавке.
В круговерти большого города, где у нас есть дом, кафе, супермаркет и отдых за городом в выходные, легко привыкнуть к мысли, что благосостояние казахстанцев постоянно растет. Пробки на дорогах - признак хорошей жизни. Кинотеатры, громадные торговые центры, блестящие здания, “Ланд Крузеры” с прицепленными водными мотоциклами, только что открытые дорожные развязки, креветки-гриль, какой-то новый городской гламур...
И вот уже очень трудно представить, что кто-то в Казахстане может жить как-то не так. А может, существует не одна, а две страны? В одной свою дольче виту ищут жители больших городов. А другой нам не видно за горизонтом.