6691

На одном крыле

На одном крылеНа плато Уш-Коныр вблизи Алматы завершился открытый чемпионат Центральной Азии по пара­планерному спорту. Впервые в таком солидном турнире удалось поучаствовать и журналисту. Корреспондент газеты “Время” стала штурманом в тандеме.
С фотокором мы поднялись на гору Уш-Коныр раньше остальных.
Физически к такому полету готовиться не нужно, а вот морально…
Первое предупреждение, которое я получила от своего инструктора Алексея ЛУКАШОВА: “Может тошнить”. Но я успокоила пилота: с вестибулярным аппаратом у меня все в порядке. Тем более что за плечами уже был прыжок с парашютом.
- Полетим ближе к двум часам дня: нужно, чтобы воздух прогрелся, - тогда лететь будем дальше и дольше, - сообщает Алексей.
Он уже пять лет не расстается с крылом. Сам он живет в российском Горноалтайске, но дважды в год приезжает полетать в Алматы. Сначала летал в одиночку, но захотелось новых ощущений, и он обзавелся тандемом. Теперь летать стало веселее.
Чтобы скоротать время, отправляюсь на интервью с доктором Сергеем ДИМИТРИЕНКО.
- Предусмотрительная, - прокомментировал один из летчиков, увидев, как я беседую с летающим лекарем.
- Профессия врача - сама по себе экстремальная, так что нет ничего удивительного в том, что я ко всему прочему еще и сам летаю на параплане, - рассказывает Сергей. - На высоте ты начинаешь в сто раз больше ценить жизнь, и не только свою собственную, но и того человека, которого тебе надо спасти.
- А многих удалось спасти?
- Парапланерный спорт - вообще не очень травматичный. Обычно за соревнования два-три летуна калечатся, а на этом чемпионате что-то невообразимое творится: пришлось около десятка пилотов лечить.
Вдохновившись статистикой, я пошла готовиться к полету.
На горе стоит юрта. Парапланеристы перед полетом заходят в нее помолиться, а заодно написать свою фамилию и расписаться напротив нее. Вечером, по возвращении в лагерь, такая же процедура. Если чьей-то фамилии не оказалось в вечернем списке, то чеэсники и организаторы чемпионата отправляются на поиски недолетевших.
Подошло время старта. Алексей ловко нацепил на меня обмундирование, пристегнул карабины.
Мы заняли очередь. Один взмыл, второй, третий, мы - следующие. И тут за спиной раздается песенка летуна-весельчака: “И никто не узнает, где могилка твоя!”.
“Надеюсь, это не в мой адрес”, - пробурчала я себе под нос и услышала команды Алексея: “Беги, Маша! Беги!”. Я остановилась, лишь когда увидела, что перебираю ногами в воздухе, и громко заорала.
- Страшно? - поинтересовался инструктор.
- Классно! - прокричала я в ответ.
- Ну а теперь усаживайся поудобнее…
И правда, посмотреть есть на что. Это не наблюдение пейзажа из иллюминатора самолета, не завораживающие кадры фильма о живой природе - это полет. На высоте начинаешь ценить, что летишь-то ты без двигателей и моторов, без техники вообще. Только на высоте в тысячу с лишним метров понимаешь, что же такое воздушный поток и как он может управлять парапланами. Алексей с сожалением сообщает: “Похоже, полет близится к завершению. Придется приземляться на ближайшую гору, ее еще называют Лысой. Ветер сегодня не хочет нас с тобой нести!”.
И тут удача: добрая порция “термика” (теплого воздуха) достается нашему экипажу, крыло опять взмывает вверх, и мы продолжаем соревноваться не только с другими спортсменами, но и с орлами.
Как бы я ни мечтала подольше задержаться в небе, полет продолжался лишь полчаса. Вспомнив, что парашютистов учат приземляться на полусогнутых ногах, я приготовилась продемонстрировать свой навык, но Алексей, словно прочитав мои мысли, предупредил:
- Надеюсь, ты не забыла, что при посадке так же, как и на старте, надо бежать!
…Мы молча собираем крыло. Алексей просит рассказать о впечатлениях, а я не в силах: пережитые эмоции круче всяких слов. Аппетитный фрукт можно съесть, понравившуюся вещь - надеть, но чувство слияния с небом нереально забрать и носить с собой…
На сборку летательного агрегата ушло минут пятнадцать - половина времени полета. В воздухе крылышко невесомое, а на земле оно превращается в 20-килограммовый рюкзак. Мы с Алексеем направляемся к магазинчику в поселке Фабричный - месту сбора приземлившихся парапланеристов. Дожидаясь машины, которая приедет за летунами в назначенный час, пилоты завистливо глядят в небо на тех, кому удалось пролететь дальше и дольше...

Что почем
Крыло стоит от тысячи евро и выше, экипировка - примерно столько же. Ну и за участие в соревнованиях тоже надо платить. Подъем на гору на грузовых машинах, дежурство службы спасения - все это организовано не за красивые глазки, а спонсоров у парапланеристов немного: в ранге меценатов обычно выступают сами летуны.


фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область
Мария ИМАЕВА,
imaeva@time.kz

Поделиться
Класснуть