Таможня захочет - бакс подскочит
Накануне празднования Дня Конституции курс покупки американской валюты в казахстанских обменниках со 126 тенге резко вырос до 145, местами - 150 тенге за один доллар. Почему на ровном месте произошел столь неожиданный и непрогнозированный банковскими аналитиками скачок?
Лидеры ОСДП полагают, что это стало возможным “в результате вопиющей халатности и некомпетентности Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, сотрудники которого задержали в Алматинском аэропорту “растаможку” самолета с долларами Федерального резервного банка США”.
“По сложившейся “традиции”, - отмечается в их заявлении, появившемся в Интернете 2 сентября, - за действия чиновников вынуждены расплачиваться рядовые казахстанцы, которые ажиотажно бросились скупать валюту по спекулятивному курсу. Это, в свою очередь, подстегнуло начавшееся после 18 августа этого года повышение цен на хлеб, мясо и другие продукты.
Оппозиция обратилась к руководству страны с требованием незамедлительно выступить в эфире национальных телеканалов с соответствующими разъяснениями и снять панические настроения среди населения.
В воскресенье, 2 сентября, председатель Национального банка Казахстана Анвар САЙДЕНОВ призвал население не поддаваться паническим настроениям, наблюдавшимся в последние дни на рынке наличной иностранной валюты.
- Скачок курса доллара в обменных пунктах Казахстана основан на слухах и спекуляциях, - заявил главный банкир страны. - Я бы вообще это назвал истерией.
Сайденов особо подчеркнул, что ситуация уже на праздниках начала стабилизироваться, а биржевой курс доллара вниз пошел.
- 2 сентября средневзвешенный курс тенге на торгах на Казахстанской фондовой бирже составил 125,99 тенге за доллар, - говорит Анвар Сайденов.
Но о том, была ли в действительности ситуация с задержкой самолета, главный банкир не сказал ни слова.
По его мнению, возникший на валютном рынке ажиотаж связан со слухами о банковском кризисе, о миллиардах долларов, которые надо выплатить по внешним обязательствам банков.
А что же с задержкой самолета? Мы связались с Комитетом таможенного контроля Минфина РК.
- Никакого самолета с долларами мы не задерживали, - заявила нам руководитель пресс-службы комитета Меруерт УТЕГЕНОВА. - Ни один сотрудник не возьмет на себя ответственность держать на складах временного хранения от 50 до 100 миллионов долларов, которые завозятся за один рейс. Проведенный нашими специалистами мониторинг показал, что с 21 по 30 августа в Казахстан было завезено долларов на 18,6 процентов больше, чем в обычные дни. А некоторые коммерческие банки завезли в три раза больше валюты, чем обычно.
- Но лидеры ОСДП обратились к руководству страны с требованием стабилизировать курс тенге и наказать провинившихся чиновников. В том числе и вашего ведомства...
- Я не знаю, кому на руку делать нас “крайними”. Но официально заявляю, что никаких задержек в аэропорту не было...
Однако зампредседателя Совета директоров Казкоммерцбанка Даулет СЕМБАЕВ, что называется, поймал таможенников на слове. Вчера он сообщил нам, что четыре казахстанских банка в конце августа не успели растаможить привезенную валюту из Федерального резервного банка США - таможенники не дали разрешения.
- Они позволили нам вывезти деньги в банковские хранилища, - поделился с нами Даулет Хамитович, - но пользоваться валютой не дали, и соответствующее разрешение мы получили только после праздников. Если честно, в свое время чиновникам кое-что отрывали за такое! Но сейчас... Учитывая, что некоторые банки не смогли вовремя снабдить свои филиалы и обменные пункты валютой, оптовые обменники начали завышать курс. Сегодня ситуация на валютном рынке стабилизируется.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы
Комментарий в тему Сила печатного слова
Долларовый ажиотаж в Казахстане пойдет на спад уже на этой неделе. Такое экспертное мнение высказал директор департамента информации и анализа Казахстанской фондовой биржи (KASE) Андрей ЦАЛЮК.
По словам Цалюка, прогнозы некоторых казахстанских экспертов о том, что в октябре валютный курс составит 170 тенге за доллар, - несостоятельны.
- Я могу расценивать эти прогнозы только как чушь, - говорит Цалюк. - Этого не допустит Нацбанк. Золотовалютных резервов достаточно, чтобы загнуть наш рынок в любую “рогульку”. Кстати, осенью прошлого года курс доллара тоже рос, причем амплитуда роста была гораздо выше нынешней, но паники по этому поводу не было. Я считаю, что курс будет расти, но не резко. Более того, по моим прогнозам, к середине ноября “зеленый” либо стабилизируется, либо пойдет на снижение.
Недавно российская деловая газета “Коммерсантъ” опубликовала статью, посвященную мировому кризису ликвидности, с утверждением, что “среди стран СНГ первым последствия кризиса ликвидности на мировом рынке испытал на себе Казахстан... С 1 по 8 августа взлетели ставки на рынке межбанковского кредита, казахский тенге начал падать, неожиданно для властей начался отток капитала из страны. Основная причина проблем - огромные внешние займы казахских банков и растущий разрыв торгового сальдо”.
- С этой статьи, собственно, и началась паника в Казахстане, - считает г-н Цалюк. - Любой, даже неискушенный человек, глядя на динамику курса доллара, заметит, что у нас рост курса начался в мае, а вовсе не в августе. Это говорит о том, что те явления, которые приписывают глобальному кризису ликвидности, начались на казахстанском рынке гораздо раньше самого кризиса и были вызваны действиями регуляторов рынка - Агентства финнадзора и Нацбанком. Они на протяжении последних лет, пытаясь укрепить банковскую систему страны и оградить ее от излишних рисков, а также в рамках борьбы с инфляцией предприняли комплекс мер, которые привели к тому, что деньги стали менее доступны на казахстанском рынке как для профессиональных участников рынка, так и для обычного населения. Это привело к росту ставок, а также к тому, что казахстанские банки стали охотнее покупать валюту на внутреннем рынке. И поэтому очень трудно определить момент, когда так называемый “кризис ликвидности” стал влиять на казахстанский валютный рынок.
Еще одним фактором, повлиявшим на повышение курса доллара, по мнению Цалюка, стало завершение второго этапа легализации имущества, в результате которого в казахстанские банки поступило достаточно много денег.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы