7057

О бедном ребенке замолвите слово


В Казахстане уже долго время ведутся разговоры об учреждении института уполномоченного по правам ребенка. Пока он не создан на национальном уровне, работа по его созданию на местном уровне ведется в в 4 городах, в том числе и в Алматы. Здесь этим проектом занимаются активисты НПО, работающие в интересах детей: Фаузия ИКАМБАЕВА, София РАЕВА и Эльвира ВАТЛИНА.
Прошедший недавно день знаний - лучший повод поговорить об этом. По мнению этих женщин, в Казах­стане постоянно нарушаются права несовершеннолетних. И происходит это в первую очередь в школе.

София Раева:
Недавно премьер-министр попросил сообщать о неготовности школ к новому учебному году по такому-то телефону с указанием своей фамилии и адреса. Но представьте себе ситуацию: кто-то из родителей сообщает такую информацию. Как потом к его ребенку в школе будут относиться? В том, что он в этой школе не останется, сомнений нет.





Фаузия Икамбаева:
Когда дело касается чиновников и руководства школы, мне часто вспоминаются слова Пушкина: “Чиновники чином от ума избавлены”. Сейчас большинство средних учебных заведений в Алматы - гимназии и лицеи. Чтобы туда поступить - надо пройти тестирование. Но в Законе об образовании ничего не говорится о тестировании. Значит, это - незаконно! В департаменте образования говорят: у гимназий и лицеев есть устав, согласно которому они могут вводить тестирование. Но спрашивается: на каком основании детей тестируют при поступлении в обычную школу? Ко мне недавно обратились родители ребенка, которого привезли из Астаны. Там он был чуть ли не лучшим учеником школы. А здесь по результатам тестирования учителя сказали: ребенок - умственно отсталый. Невозможно передать, как плакал малыш! И потом еще месяц дома сидел - так расстроился. Неужто ни в департаменте образования, ни в самих школах не знакомы с Конвенцией о правах ребенка, с другими документами о защите прав детей? Есть факультативный протокол комитета ООН по защите прав детей. Так вот, согласно статье 9 этого протокола, всякий, кто препятствует получению детьми среднего образования, несет уголовную ответственность. А мы выгоняем детей из школ! Вот например. Ребенок учится в школе № 15. Месяца четыре назад потерял мать, отец давно имеет другую семью. Воспитывают мальчика бабушки. Он окончил 9-й класс, ему нужно переходить в 10-й - а его не принимают. И даже не хотят объяснять, почему. Не нужен он им - и все. А сам мальчик говорит: если не примут в 10-й класс - пойду повторно в 9-й. В этой же школе.
С.Р.: Он - ученик этой школы. 9 лет там проучился. Даже если он двоечник, это их проблемы! Нет, чтобы мальчика, у которого умерла мать, поддержать. Наоборот, весь педагогический арсенал направляется на то, чтобы выжить ребенка из школы!
Ф.И.: Когда сталкиваешься с таким отношением взрослого человека, чиновника к детям, становится страшно. Ведь самая первая организация, которая должна защищать права детей, - это школа. Государство именно школе доверило свое будущее. А у нас что в школах творится?! Сейчас в школу еще посадили инспекторов по делам несовершеннолетних, которые в каждом ученике видят потенциального преступника. Это дополнительный стресс для ребенка. Ко всему прочему, у нас в государстве нет организации, которая определяла бы оптимальный размер домашнего задания. А в России, например, этим целый отдел в Академии педагогических наук занимается. А у нас каждый учитель сам решает, какое задание давать. Для него главное - свой предмет, остальные уроки его не интересуют. У пятиклассника сейчас 42-часовая “рабочая неделя” - больше чем у взрослых. Санэпидемстанция должна наблюдать за расписанием в школе. Ни в коем случае первыми и последними нельзя ставить такие уроки, как физкультура. Самые трудные предметы ставятся 3-4-м уроком, потому что первые два ребенок еще спит. А на 5-6-м уроке - он уже о доме думает. Нельзя ставить трудные уроки в понедельник и субботу: в понедельник он живет воспоминаниями о том, как провел выходные, а в субботу уже предвкушает, как с родителями в горы поедет. За соблюдением всех этих требований должна следить сан­эпидемстанция. Но она этим абсолютно не занимается.
Еще одна проблема - вступительные взносы. Ни один ученик ни в одну школу не поступает без вступительных взносов, причем размер их колеблется от 5 тысяч тенге до 400 долларов.

Эльвира Ватлина: Другими словами - это поборы. 15 лет назад, когда государство было в сложнейшем положении, такое можно было понять. Но сейчас, когда оно выделяет огромные средства на образование... Кстати, Министерство образования фигурировало среди тех, кто не реализовал полностью выделенные им бюджетные средства. Сейчас до двух миллионов тенге выделяется на текущий ремонт каждой школы. При этом с родителей деньги на ремонт тоже взимаются. Хорошо, если они действительно идут на детей. Вот, например, в 111-й гимназии есть медицинский центр: стоматологический и массажный кабинеты, кедровая кабина, солевые шахты. Дети каждый день пьют кислородный коктейль. Есть 94-я гимназия, где родители, дети и учителя вместе играют в футбол, занимаются художественной самодеятельностью. Тут деньги идут на здоровье детей, и эти сборы оправданны. А ведь немало случаев, когда поступающие от родителей средства становятся “карманными” деньгами директора школы.
С.Р.: Права детей ущемляются не только в школе. Вот, например, ребенок лежит в онкологическом отделении Института педиатрии. Родители у него - военнослужащие, живут в общежитии. Врачи вызывают родителей и говорят: у нас такого-то лекарства нет, купите его. 30 тысяч на одну инъекцию! Я узнала об этом через знакомых и посоветовала пойти и устроить разгон в больнице. Но ведь не факт, что ребенок это лекарство получит! Хотя у нас бесплатное детское лечение - тем более онкологических заболеваний - гарантировано.
Э.В.: Поэтому мы и хотим создать институт по правам ребенка в Алматы. Это - один из пилотных проектов, который выполняется неправительственными организациями совместно с ЮНИСЕФ. Наша задача - через этот проект наладить общественный контроль. Ведь как раз этого больше всего боятся чиновники.

P.S. Когда номер уже был готов к печати, стало известно, что вопросы о переводе ученика школы № 15 в 10-й класс, а также по нескольким другим обращениям были решены положительно.


фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА,


Мадина Аимбетова, Алматы
aimbetova@time.kz

Поделиться
Класснуть

Свежее