11387

Честь имею

22 апреля 1992 года у здания правительства, которое в то время находилось на Старой площади в Алматы, кардиохирурги НИИ имени Сызганова объявили голодовку.
Они принесли с собой одеяла, спальные мешки.
Погода испортилась, и восемь дней шел дождь.
Требования врачей были простыми и остались актуальными до наших дней.
Они хотели обратить внимание на плачевное состояние медицины.
В частности - в своем институте, в общем - по республике.
Незадолго до этого события из института был вынужден уволиться С. Джошибаев, врач с мировым именем. Причину его ухода участники акции обозначили как травлю и гонение.
В письме на имя главы республики врачи подробно описали факты беззакония в НИИ: атмосферу коррупции, покровительства и благоприятствования узкому кругу людей, финансовые нарушения…
Они писали: “Реанимации требует не только сердечная хирургия, но и вся медицина Казахстана, в ампутации нуждается закоренелая бюрократия и номенклатура системы управления здравоохранением, где сложилась парадоксальная порочная практика”.
Имелось в виду, что министров, не говоря уже о нижестоящих рангом чиновников медицины, назначает академик Мухтар Алиев, в то время директор НИИ.


***
30 мая кардиохирурги опубликовали письмо в газете “Советы Казахстана”:
“…Конечно же, мы понимаем, что крайние меры - не лучший, а вынужденный выход. Нужны законы, которые бы эффективно исполнялись и автоматически заработали против взяточников, коррупционеров и поддерживающих их.
…суть наших требований - покончить с коррупцией в НИИ хирургии и системе здравоохранения в целом. Рассмотреть проблемы кардиохирургии на правительственном уровне, серьезно изменить отношение к здравоохранению республики со стороны правительства. Разобраться с обстоятельствами изгнания из НИИ профессора Сейтхана Джошибаева и попросить его вернуться”.
***
На опубликованных в газете “Бiрлесу” плакатах ясно прочитывается: “Прекратить беспредел в системе здравоохранения” и “Молодые кардиохирурги выступают против организованной преступности и МАФИИ в медицине”.
МАФИИ - так и выделено.
Через восемь дней врачи прекратили голодовку.
Во-первых, был отстранен от занимаемой должности министр здравоохранения. Во-вторых, врачам пообещали, что будет уволен директор НИИ, и, в-третьих, главное - будет создана специальная правительственная комиссия.
***
Победа?
Если бы все было так просто…
***
Если бы все было так просто, они бы не вышли с повторной голодовкой в начале июля - на этот раз уже на 18 дней.
Причина: ни-че-го не изменилось!
Более того, всех участников голодовки стали травить и вынуждать покинуть стены НИИ.
***
В те дни в “Бiрлесу” были опубликованы эти два удивительных документа.
1“В связи с тем что восьмая сессия Верховного Совета республики не дала санкцию на отстранение директора научно-исследовательского института клинической и экспериментальной хирургии имени Сызганова М. Алиева от занимаемой должности, несмотря на нарушение им законности и злоупотребление служебным положением, о чем свидетельствуют выводы правительственной комиссии, независимый профцентр Казахстана, казахстанский республиканский профсоюз “Бiрлесу” обратились к голодающим кардиохирургам с просьбой не идти на сухую голодовку, чреватую смертельными исходами”.
2“В связи с тем  что восьмая сессия Верховного Совета Республики Казахстан незначительным перевесом голосов отклонила требования голодающих кардиохирургов об отставке директора научно-исследовательского института клинической и экспериментальной хирургии им. Сызганова академика Алиева, даже НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ СО СПРАВКОЙ (выделено авторами) правительственной комиссии, коалиция социальной защиты обратилась к парламенту с заявлением, в котором выразила свою обеспокоенность не только сложившейся ситуацией в высших эшелонах власти. Настораживает, говорится в заявлении, та легкость, с которой депутаты готовы пожертвовать голодающими, что в корне противоречит принципам зарождающихся цивилизованных отношений в соответствии с нормами международного права, ведет к принятию законов, позволяющих власть имущим безнаказанно совершать противоправные дейст­вия”.
***
СМИ публиковали слова поддержки людей и отзывы. Полосами и разворотами.
Мне запомнился один из, пожалуй, самых коротких откликов: “Вы первые, и вы молодцы! Дарсалямова”.
Первые - да. Молодцы - да. И восклицательный знак - да. Потому что вторых не было.
Поступок настоящих мужчин - штука весьма редкая в наши дни.
***
Их было девять.
Двоих уже нет.
Рыскельдиев Марат умер в прошлом году. Один из немногих, кто после акта протеста остался работать в НИИ.
Чанбаев Канат умер после автомобильной катастрофы. Работал главврачом в селе Георгиевка.
Двоих участников акции протеста - Чукурова Русланбека и Бекбауова Саттара - найти не удалось. К сожалению.
***
Из оставшихся пятерых удачнее всего сложилась судьба Хамзина Адиля. Он врач-уролог высшей категории, кандидат медицинских наук, действительный член Европейской ассоциации урологов. Работает в Петропавловске.
Кабдолдаев Адир так и не защитил кандидатскую, которая в 1992-м была практически готова, работает хирургом в Алматы.
Онгарбаев Мурат работает хирургом в поликлинике номер один Алматы, грустно шутит: “Чирьяки давлю”.
Джакелов Ауэз работает врачом вахтовым методом.
Бектуров Нуржан - врач частной медицинской клиники.
***
15 лет назад они решили привлечь внимание общественности к проблемам медицины.
В итоге сами ушли в безвестность.
Работать в НИИ им уже не дали. Как сказал один из них, не то что работать, даже дышать было тяжело им в стенах института.
Из кардиохирургии их технично выпихнули.
И первые годы после акта протеста никого из них не брали на работу. Существовал негласный приказ - не брать!
***
Все, что сделал уехавший тогда в Киргизию Джошибаев, могло произойти у нас. Все эти годы Джошибаев оперировал казахстанцев и спасал им жизни. Тем, кто успевал доехать до столицы соседней страны.
***
Джакелов Ауэз:
- Человеком остался, но специалистом не стал. Я очень хотел стать кардиохирургом, до сих пор хочу. Когда защищал четыре года назад кандидатскую диссертацию по дет­ской и сердечно-сосудистой хирургии, зашел к Мухтару Алиевичу. Меня взяли на работу с испытательным сроком, но на следующий день утром сказали, чтобы я не приступал к работе. Это было через много лет после нашей голодовки. Получается, наш поступок амнистии не подлежал.
Бектуров Нуржан:
- Время показало, что усилиями одного человека можно остановить прогресс на 15 лет. Джошибаев готовил нашу команду к тому, что в середине 90-х годов в Казахстане будет произведена первая пересадка сердца. Однако этого не произошло еще нигде в Центральной Азии.
***
Я всех участников давних событий спрашивала: почему именно они вышли тогда с протестом? Были же те, кто отказался, были и те, кто не решился в последний момент. Неужели они не предполагали последствий?
Отвечали, что верили в справедливость.
Спрашивала: не жалеют ли они о своем поступке?
Один ответил, что жалеет. Впрочем, тут же заметил, что это было делом чести. Другой сказал: кардиохирургом не стал, но человеком остался.
Один из них рассказывает своим детям о прошедших событиях с целью показать, что не надо писать против ветра, а другой вообще предпочитает, чтобы его дети не знали. А третий с гордостью пересказывает своим чадам о делах минувших дней...
Прощаясь, один из них заметил: вот только злости не надо, ее не было тогда, ее нет и сейчас.
Какая злость?
Одни сожаления.
***
Мы писали о том, как родителям сказали, что их малышу остались считанные дни, и они решились везти сына в Бишкек к Джошибаеву. Директор Киргизского научно-исследовательского института хирургии и трансплантации органов, заслуженный врач республики, член-корреспондент Академии наук Сейтхан Джошибаевич спас Мади Сулейменова.
Теперь, читатель, вспомни, сколько за 15 лет было в твоей жизни случаев, когда ты потерял близкого, которому не смогли вовремя помочь кардиохирурги.
У меня таких случаев несколько…
***
Чтобы быть уж совсем объективными, надо сказать, что через 15 лет профессор Джошибаев вернулся на родину главным координатором кардиохирургической службы по республике. Один из участников тех событий решил вернуться к тому, что, казалось бы, потерял безвозвратно 15 лет назад. Теперь уже можно…
Сейчас принята правительственная программа, по которой за ближайшие три года во всех областных центрах откроются кардиохирургические отделения. Сейчас 85 специалистов обучаются за границей, в этом году к 10 января в шести областях должны открыться кардиохирургические отделения на 20 коек с современным оснащением.
Все это очень хорошо.
Но это можно было сделать 15 лет назад. Если бы тогда услышали молодых кардио­хирургов...

Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее