7104

Кого волнуют эти мелочи?

Национальная компания “Казахстан темир жолы” на целую неделю отрезала южную столицу от внешнего мира. 18 августа казахстанские железнодорожники отправили российским коллегам уведомление: в связи с большим количеством неразгруженных вагонов на станции Алматы II просим прекратить отгрузку. Россияне откликнулись и на семь суток - с 23 по 29 августа - запретили отправлять со своей территории грузы, за исключением продовольствия.  На самом деле грузы, адресованные в Алматы, еще раньше начали зависать на дальних подступах - в Отаре, Чу и т.д. Товарные рынки мегаполиса уже начинает лихорадить. Тем не менее транспортники не волнуются...

- Ситуация такая, что хоть сейчас бери веревку, мыло и иди вешаться, - заявил начальник отдела реализации “Бумполиграфсервис” Тойгулы КЕЙКИБАСОВ. - Наши три вагона с бумагой 23 августа, в четверг, застряли на станции Чу. Нас не известили, мы об этом узнали только в пятницу. У нас возникли форс-мажорные обстоятельства, мы срываем выпуск ряда республиканских изданий - “Комсомольской правды”, “Жас Алаш”...

                                                                               ***
- Знаете ли вы, - спросил я у министра транспорта и коммуникаций Серика АХМЕТОВА, - что алматинские предприниматели несут огромные убытки? Кто возместит им потери?
- Я не в курсе. Может быть, это связано с технологией, это нужно смотреть. Я сейчас разберусь.

                                                                             ***
Через час мне позвонил заместитель министра транспорта и коммуникаций Женис КАСЫМБЕК:
- Такая ситуация на крупных узловых станциях периодически случается и в России, и в Казахстане. На данный момент на станции Алматы II скопилось 15 поездов, в основном строительные материалы. А норма выгрузки - 250 вагонов в сутки, чуть больше шести составов. Для того чтобы не произошло дальнейшего накопления, применяется временная конвенция. Такое случается ежегодно, например, когда идет отгрузка зерна в портах. То же самое происходит на российской железной дороге... Это чисто технологическая проблема.
- Кто компенсирует убытки грузополучателям?
- Есть правила, в них оговариваются все нюансы. Есть договор между грузоотправителем и железной дорогой. Если вина железной дороги - санкции к железнодорожникам.
- Если железная дорога тормозит деловую активность - снизится поступление налогов, вырастут цены. Ведь речь идет об экономической безопасности страны.
- Я не думаю, что в данном случае это проблема одной железной дороги.

                                                                            ***
Мы обратились к председателю Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Бакытжану САГИНТАЕВУ.
- Я думаю, - сказал он, - это, наверное, неправильное планирование.
- Сейчас в Алматы может возникнуть дефицит, например, бумаги... Что намерено предпринять агентство?
- Сейчас мы выясняем, почему возникла такая ситуация и можно ли было это предвидеть заранее.
- Что делать бизнесменам, как им быть с убытками?
- Не знаю... Если вина компании, это один вопрос. А если они все хором написали: конечный пункт Алматы II...
- То есть предприниматель виноват в том, что выбрал конечный пункт Алматы II?
- Получается, он как бы виноват в том, что указал, но он не обязан знать, что там загружено или нет.
- Так вы будете предпринимателей защищать?
- Для этого нам надо все документы собрать.
- Пострадают алматинские потребители - первое сентября на носу, на рынке ажиотажный спрос на тетрадки, книжки, форму и прочее - цены ведь подскочат.
- Мы только знакомимся с ситуацией...

                                                                             ***
- На станции Алматы II мы не можем выгрузить груз, потому что у нас 15 поездов стоят, - сказал президент КТЖ Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ. - Мощности не хватает. Станция Алма­ты II может принимать 800 вагонов в сутки - это ее потолок. А отправляют сюда 4000 вагонов в сутки. В связи с этим необходимо ограничить грузопоток. Бизнесмены, естественно, заинтересованы в том, чтобы получать грузы со станции Алматы II - центр города, удобно. Но у станции ограниченные возможности.
- А почему железная дорога этот вопрос не регулирует?
- Когда отправляют груз, договариваются с хозяевами тупиков, они говорят: давай отправляй. Но свои мощности не знают, из-за этого у нас 24 брошенных поезда, которые мы раскидали по всему Казахстану.
- В чьих руках находится инфраструктура станции - погрузка-разгрузка, подъездные пути и т.д.?
- Тупики все в частных руках.
- А может ли речь идти о саботаже со стороны владельцев тупиков?
- Просто все хотят со станции Алматы II, чисто из экономических соображений. Никакого саботажа нет.
- А что делать тем предпринимателям, которые сейчас не могут получить груз?
- Они его получат, но с опозданием.
- А кто им возместит убытки?
- А кто нам возместит убытки?

От редакции. Представьте, что должен чувствовать предприниматель, которого сейчас из-за железной дороги душат партнеры, банк... А все деньги вложены в какой-нибудь сезонный товар типа босоножек, которые потом не продашь. Он терпит не только убытки. Потеряв честное имя, предприниматель теряет все. Что-то я не припомню ни одного случая, чтобы оскандалившийся чиновник хоть что-то потерял. Наоборот, даже на повышение идут как ценные для страны кадры.
Министр не в курсе, президент КТЖ не считает паралич транспортной системы из ряда вон выходящим событием, другие ведомства еще только разбираются... И хотя застой на железной дороге существует уже не первый год, большие начальники уверены, что во всем виноваты бизнесмены.
В том-то и разница между нами и развитыми странами, что ответственные работники у нас ни за что не отвечают. Бизнесмен рискует деньгами, здоровьем, чтобы заработать и при этом заплатить налоги, а чиновник не рискует ничем. И кресло не потеряет, потому что в парламенте некому будет поднять этот вопрос - оппозиция осталась за бортом. Даже если кому-то и удастся добиться от железной дороги компенсации - на это уйдут годы судебных разбирательств, то платить будет все равно государство, то есть снова мы с вами.
Между тем Геннадий Бендицкий уже писал о том, как при бывшем президенте КТЖ Ерлане Атамкулове была приватизирована вся инфраструктура железной дороги, сервисные службы и т.д. Частники, о которых обмолвился г-н Кулекеев, это и есть то самое атамкуловское наследие. Они сегодня правят бал на главной транспортной артерии страны, в то время как действующий руководитель отрасли пытается заверить нас, что это все рабочие моменты. Впрочем, и про ядовитые китайские вагоны он тоже говорил, что нет причин для беспокойства. А на днях мы получили бумагу, что эксперты, давшие положительное заключение о безопасности китайской железнодорожной продукции, от своих слов отказываются....
Впрочем, наши чиновники имеют привычку не замечать очевидных вещей. Из-за бардака на железной дороге множество людей разорятся, получат инфаркт, потеряют деньги. Но кого в нашей стране беспокоят эти мелочи?

Марат  АСИПОВ,
тел. 2-59-71-98, e-mail:
marat@time.kz

Поделиться
Класснуть