Театр одного депутата
Поводов напроситься в гости к бизнесмену и создателю первого частного театра в Казахстане Орынбасару ТАЗАБЕКОВУ оказалось два. Во-первых, он набрал новую труппу взамен прежней, которая не так давно ушла из “тазабековского”. Во-вторых, Орынбасар стал депутатом городского маслихата.
Деловая хватка Орынбасара чувствуется сразу - как только мы сели у него в кабинете разговоры разговаривать, он сразу включил диктофон. Разница между ним и замороченным в своей одухотворенности деятелем искусства - как между Олегом ТАБАКОВЫМ и конфетами “Театральные”.
Орынбасар учился в театрально-художественном институте, играл в театре Ауэзова, воевал в Афганистане, потом был диктором Казахстанского телевидения, затем продавал мясо на базаре. Сейчас у него на производственных предприятиях работают 400 человек. Взяв миллионный в долларах кредит, Тазабеков построил здоровый комплекс “Куренбел”, в который вошли упомянутый театр, совмещенный с кинотеатром, диско-бар, фитнес-центр, ресторан и еще много чего.
Соседство театра с ресторацией бизнесмена не смущает, поскольку духовная пища, по его убеждению, особенно хорошо идет на сытый желудок - об этом еще Абай писал. Кроме того, деньги, вырученные от ресторанного бизнеса и фитнес-центра, идут на создание новых спектаклей.
Звучит слишком прямолинейно, но вообще оно во всем мире так.
Остается вопрос, для кого Тазабеков построил театр. Он сам считает, что для народа. Однако привлечь зрителей в новый театр на окраине города оказалось не так-то просто.
- Это как с рестораном, - объясняет создатель театра. - Кто-то вбухивает огромные деньги в строительство шикарного здания в хорошем месте, подбирает дорогущие отделочные материалы. А народ к нему не идет. Потому что нужна изюминка. Без нее не продашь. Я в своем театре изюминку пока не нашел.
Упомянутый разлад в театре произошел по двум причинам. Во-первых, Тазабеков хотя и обеспечил актеров временным жильем и питанием, однако выделить каждому по квартире, как это обещали в государственном театре Астаны, не смог бы при всем желании. Во-вторых, режиссер Нурганат ЖАКЫПБАЙ не оправдал ожиданий создателя:
- В театральном, как я понял, учат только творчеству. А мы живем в капиталистическом обществе. Поставить спектакль - это полдела, надо найти зрителя. Я один должен был организовывать рекламу, искать народ. Не люблю безответственность. Будь ты актер или шахтер - надо знать цену каждой тенгушки. А постановка одного спектакля обходится в 5-10 тысяч долларов.
Вообще для Тазабекова театр, как и полагается, - способ отражения насущных проблем. Депутатство - способ решения. А проблем, как известно, хватает.
- Нам всю жизнь говорили, что казахи ничего не могут и все казахское - плохое, - заявляет Орынбасар. - До того засадили в нас эту установку, что мы привыкли ощущать себя отсталыми. В школах, например, твердили: “Казахи были невежественными, своих дочерей продавали за калым”. Я недавно перечитал “Жетi Жаргы” Тауке-хана, степную конституцию. Так там говорится не столько о выкупе, сколько о гарантиях договоренностей - стороны гарантируют друг другу выполнение надлежащих условий. А ты посмотри теперь на Запад - все составляют брачные контракты! То есть пришли к тому, с чего мы начинали... А почему у нас в селах сын убивает отца и режет мать? Не было у нас такого - даже за брань в адрес родителей отпрысков сажали на черную корову и выдворяли из аула. Забыли мы все, забыли!
Сталин так прямо и говорил Турару РЫСКУЛОВУ: “Меня не интересует твой народ”. Сталина интересовали сырьевые запасы Казахстана.
То же самое происходит и сейчас - Запад интересуют наши недра, и ему плевать на казахстанскую самобытную культуру. Мы сами должны поднимать все с нуля.
Я понимаю, нужно выделять деньги на асфальт, мосты, развязки. Но у меня частный дом. В этом году я поменял крышу, в следующем надо поставить бассейн. И это может продолжаться бесконечно! Нашей стране нужна государственная программа для подъема культуры нации.
- У нас таких программ по нескольку штук в год принимают.
- Так все разрозненно, комплекса нет! Корень проблемы где?
Я как-то по телевизору говорил: “Национальные школы у нас слабые, особенно на периферии”. А один уважаемый профессор тут же возник: “Что вы такое болтаете, нацшколы поднимаются!”. Ну я ему ответил вежливо. А хотел по-другому ответить. Если в национальных школах преподавание хорошо поставлено, почему только казахи работают мойщиками на автомойках, тачки возят на вокзалах, в супермаркетах на кассах сидят?
- С этим, конечно, можно и поспорить. Ведь владельцами многих супермаркетов и автомоек тоже являются казахи...
- Как бы там ни было, у нас мало нормальных казахских школ. Поэтому люди отдают детей в русские школы, те потом переходят в разряд русскоязычных.
Чтобы решить эту проблему, нужно ввести во всех школах страны четыре обязательных предмета с преподаванием на государственном языке: казахский язык, казахская литература, история и география Казахстана. И тогда мало-помалу все войдет в норму, и казахские театры наполнятся зрителями.
Вообще, мы потеряли свое информационное поле, и многие казахи сейчас не владеют родным языком. А вместе с языком умирает и культура. Казахскоязычная составляющая сейчас отстает во всех сферах общественности: в прессе, на телевидении, в образовании... Это же очевидно как белый день. И надо что-то с этим делать.
- Говорят, вы и кино собираетесь продюсировать.
- Толком не решил еще. Недавно посмотрел фильмы Еркина РАКИШЕВА (режиссер от сохи, снял уже два полнометражных фильма - “Жаралы Cезiм” и “Менiң де атым Кожа”. - Т.Б.). Его фильмы, по сути, любительские, провинциальные, но он нашел своего зрителя. И за это он достоин уважения. На “Казахфильме” снимают интеллектуальные фильмы для Запада, но кому они там нужны, если их даже на Родине не смотрят?
- А еще многие жалуются, что законодательство в области культуры у нас в зачаточном состоянии.
- Вот я вроде как меценат, на свои деньги театр поставил, молодых специалистов из академии Жургенова на работу взял, культуру страны поднимаю. Пошел в акимат, чтобы поставить ребят в очередь на получение жилья по госпрограмме. Мне отказали, потому что такое право имеют только госслужащие. Так что в плане законодательства есть где поработать...
- Потому и пошли в депутаты?
- Мое второе образование - юрист-правовед.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Деловая хватка Орынбасара чувствуется сразу - как только мы сели у него в кабинете разговоры разговаривать, он сразу включил диктофон. Разница между ним и замороченным в своей одухотворенности деятелем искусства - как между Олегом ТАБАКОВЫМ и конфетами “Театральные”.
Орынбасар учился в театрально-художественном институте, играл в театре Ауэзова, воевал в Афганистане, потом был диктором Казахстанского телевидения, затем продавал мясо на базаре. Сейчас у него на производственных предприятиях работают 400 человек. Взяв миллионный в долларах кредит, Тазабеков построил здоровый комплекс “Куренбел”, в который вошли упомянутый театр, совмещенный с кинотеатром, диско-бар, фитнес-центр, ресторан и еще много чего.
Соседство театра с ресторацией бизнесмена не смущает, поскольку духовная пища, по его убеждению, особенно хорошо идет на сытый желудок - об этом еще Абай писал. Кроме того, деньги, вырученные от ресторанного бизнеса и фитнес-центра, идут на создание новых спектаклей.
Звучит слишком прямолинейно, но вообще оно во всем мире так.
Остается вопрос, для кого Тазабеков построил театр. Он сам считает, что для народа. Однако привлечь зрителей в новый театр на окраине города оказалось не так-то просто.
- Это как с рестораном, - объясняет создатель театра. - Кто-то вбухивает огромные деньги в строительство шикарного здания в хорошем месте, подбирает дорогущие отделочные материалы. А народ к нему не идет. Потому что нужна изюминка. Без нее не продашь. Я в своем театре изюминку пока не нашел.
Упомянутый разлад в театре произошел по двум причинам. Во-первых, Тазабеков хотя и обеспечил актеров временным жильем и питанием, однако выделить каждому по квартире, как это обещали в государственном театре Астаны, не смог бы при всем желании. Во-вторых, режиссер Нурганат ЖАКЫПБАЙ не оправдал ожиданий создателя:
- В театральном, как я понял, учат только творчеству. А мы живем в капиталистическом обществе. Поставить спектакль - это полдела, надо найти зрителя. Я один должен был организовывать рекламу, искать народ. Не люблю безответственность. Будь ты актер или шахтер - надо знать цену каждой тенгушки. А постановка одного спектакля обходится в 5-10 тысяч долларов.
Вообще для Тазабекова театр, как и полагается, - способ отражения насущных проблем. Депутатство - способ решения. А проблем, как известно, хватает.
- Нам всю жизнь говорили, что казахи ничего не могут и все казахское - плохое, - заявляет Орынбасар. - До того засадили в нас эту установку, что мы привыкли ощущать себя отсталыми. В школах, например, твердили: “Казахи были невежественными, своих дочерей продавали за калым”. Я недавно перечитал “Жетi Жаргы” Тауке-хана, степную конституцию. Так там говорится не столько о выкупе, сколько о гарантиях договоренностей - стороны гарантируют друг другу выполнение надлежащих условий. А ты посмотри теперь на Запад - все составляют брачные контракты! То есть пришли к тому, с чего мы начинали... А почему у нас в селах сын убивает отца и режет мать? Не было у нас такого - даже за брань в адрес родителей отпрысков сажали на черную корову и выдворяли из аула. Забыли мы все, забыли!
Сталин так прямо и говорил Турару РЫСКУЛОВУ: “Меня не интересует твой народ”. Сталина интересовали сырьевые запасы Казахстана.
То же самое происходит и сейчас - Запад интересуют наши недра, и ему плевать на казахстанскую самобытную культуру. Мы сами должны поднимать все с нуля.
Я понимаю, нужно выделять деньги на асфальт, мосты, развязки. Но у меня частный дом. В этом году я поменял крышу, в следующем надо поставить бассейн. И это может продолжаться бесконечно! Нашей стране нужна государственная программа для подъема культуры нации.
- У нас таких программ по нескольку штук в год принимают.
- Так все разрозненно, комплекса нет! Корень проблемы где?
Я как-то по телевизору говорил: “Национальные школы у нас слабые, особенно на периферии”. А один уважаемый профессор тут же возник: “Что вы такое болтаете, нацшколы поднимаются!”. Ну я ему ответил вежливо. А хотел по-другому ответить. Если в национальных школах преподавание хорошо поставлено, почему только казахи работают мойщиками на автомойках, тачки возят на вокзалах, в супермаркетах на кассах сидят?
- С этим, конечно, можно и поспорить. Ведь владельцами многих супермаркетов и автомоек тоже являются казахи...
- Как бы там ни было, у нас мало нормальных казахских школ. Поэтому люди отдают детей в русские школы, те потом переходят в разряд русскоязычных.
Чтобы решить эту проблему, нужно ввести во всех школах страны четыре обязательных предмета с преподаванием на государственном языке: казахский язык, казахская литература, история и география Казахстана. И тогда мало-помалу все войдет в норму, и казахские театры наполнятся зрителями.
Вообще, мы потеряли свое информационное поле, и многие казахи сейчас не владеют родным языком. А вместе с языком умирает и культура. Казахскоязычная составляющая сейчас отстает во всех сферах общественности: в прессе, на телевидении, в образовании... Это же очевидно как белый день. И надо что-то с этим делать.
- Говорят, вы и кино собираетесь продюсировать.
- Толком не решил еще. Недавно посмотрел фильмы Еркина РАКИШЕВА (режиссер от сохи, снял уже два полнометражных фильма - “Жаралы Cезiм” и “Менiң де атым Кожа”. - Т.Б.). Его фильмы, по сути, любительские, провинциальные, но он нашел своего зрителя. И за это он достоин уважения. На “Казахфильме” снимают интеллектуальные фильмы для Запада, но кому они там нужны, если их даже на Родине не смотрят?
- А еще многие жалуются, что законодательство в области культуры у нас в зачаточном состоянии.
- Вот я вроде как меценат, на свои деньги театр поставил, молодых специалистов из академии Жургенова на работу взял, культуру страны поднимаю. Пошел в акимат, чтобы поставить ребят в очередь на получение жилья по госпрограмме. Мне отказали, потому что такое право имеют только госслужащие. Так что в плане законодательства есть где поработать...
- Потому и пошли в депутаты?
- Мое второе образование - юрист-правовед.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть