17717

Тайны Матая

Краткое содержание предыдущих серий
Мы уже рассказывали читателям о беспределе, царящем на так называемых “отмороженных” железнодорожных станциях в Западном Казахстане. Пассажира, сошедшего на перрон такой станции, могут запросто оставить, что называется, без штанов. Местные молодые лоботрясы вламываются в вагоны, отбирают у людей сотки, деньги, драгоценности, вольготно располагаются на их спальных местах.Тащат из товарных вагонов все, что плохо лежит. Наш сегодняшний рассказ о станции Матай в Алматинской области - еще одной “горячей” точке на железнодорожной карте страны.
(Продолжение.Начало в №№ от 18, 21и 22.8.2007 г.)
Я встретился с местными жителями и полицейскими, которые лишь на условиях полной анонимности согласились поведать все как есть. Их рассказ - прямая противоположность официальным справкам, сводкам и статистике. Служивые опасаются “наездов” вышестоящего руководства и КТЖ, а сельчане вообще не хотят “светиться”: им растить детей в этом ауле, и наживать себе врагов они не хотят. Один мой собеседник, работая начальником отделения РОВД, пытался навести в Матае порядок. Но несколько успешных операций едва не завершились трагедией: местные “авторитеты” передали офицеру, что с таким служебным рвением ему в Матае не жить. Начали мстить по мелочи: протыкали колеса его “девятки”, а однажды на массовых гуляньях чуть не пырнули ножом. Майор тут же принял меры личной безопасности: перевез семью в Талдыкорган, спал, положив у кровати заряженное волчьей картечью ружье, и продолжал наводить порядок. Но позже, не выдержав давления, перевелся в одно из управлений ДВД Алматинской области...
Впрочем, обо всем по порядку. Матай - железнодорожная узловая станция. Здесь живут около пяти тысяч человек, почти половина работает на железной дороге. Другой работы, не считая привокзальной торговли, там нет. На долю четырех сотрудников линейного отделения полиции приходится более 200 километров пути, 15 станций и разъездов. Каждые сутки по станции проходят 25 пассажирских и грузовых составов.
Транспортники сразу же признались, что криминал, конечно, здесь есть. В основном, по их словам, это кражи товаров народного потребления, угля, металла, нефтепродуктов.
- А я слышал, что местные хулиганы беспричинно избивают пассажиров, отбирают деньги, телефоны, личные вещи,  - говорю полицейским.
- Такого беспредела не допустим! - начали было сотрудники ЛОВД, но после упоминания о нескольких подобных фактах признались. - Такие случаи бывают. Молодые безработные парни пристают к пассажирам. Бывало, и драки случались. Грабили транзитников, вещи у них отбирали. А сейчас молодежь переключилась на другой криминал - чаще стали выявлять факты боя вагонных стекол. Ловим, выясняем. Хулиганы говорят, что мстят проводникам. За то, что те отказались взять их без билетов.
- На железной дороге проблема с билетами?
- Билетов хватает. Просто местные жители еще с советских времен привыкли ездить бесплатно. Но проводники выгоняют “зайцев”, а те потом бьют стекла, -  говорят транспортные полицейские.
Они утверждают, что такие факты единичны. И пытаются перевести разговор на тему профилактики. Мне рассказывают, как три-четыре раза в неделю полицейские объезжают все 15 станций и беседуют с жителями.
- Говорим, чтобы не били стекла, не разрешали детям играть у рельсов, не воровали уголь и металл.
- Вас всего четверо на 200 километров пути. И вы всюду успеваете?
- Нам помогают стрелки военизированной железнодорожной охраны. Вот пример нашей совместной работы. Два брата - Асыл и Серик Т .- задержаны за кражу двух холодильников с грузового состава. На станции Лепсы задержан грузовик, который вез более 50 рельсов. Дальнобойщики намеревались продать товар китайцам. Мы вернули похищенное добро.
- Даже до Алматы дошли разговоры, что работники железной дороги воруют солярку тоннами, а правоохранительные органы никаких мер не принимают...
- Почему? Нами задержан машинист поезда, который продал более 200 литров солярки всего за пять тысяч тенге. Он осужден.
- А сколько таких фактов выявлено?
- Такого больше не было…
Следующий собеседник, служивший в РОВД, оказался более откровенным.
- В Матае понятия правосудие и закон - большая редкость, - говорит офицер. - Например, два парня подрались, один с ножевым ранением попал в реанимацию. Кроме кухонного ножа, нет ни одной улики. В больнице нас к нему не пустили, поехали домой. Его мать, старушка лет 85, сразу заявила, что полицию не вызывала. Следователь стал настаивать, чтобы она написала заявление. Знаешь, что женщина ответила? “Я сама разберусь во всем. Хотите - ищите, но никакого заявления от нас не будет. Я сама рассужу все по понятиям”.
- И что было дальше?
 - Пока мы устанавливали личность подозреваемого, он стоял на коленях перед бабушкой. А на следствии все отрицал: мол, выпил много, не помню. Я для интереса “пробил” женщину. Выяснилось, она около 35 лет отсидела еще в советское время. И старушка разобралась по понятиям! За кровь сына родные подозреваемого заплатили авторитетной бабке большой кун (выкуп за кровь. - Т.К.). При этом на “разборки” бабка потратила всего пять минут, а мы почти неделю искали преступника.
- Хоть кто-то ищет защиты у власти?
- Такие в поселке долго не задерживаются: их выживают, называя “красными”. Заметил, что большинство парней лихачат на мотоциклах? Ни у одного нет документов, а ездят по Матаю круглые сутки.
- Куда смотрят участковые, сотрудники дорожной полиции?
- Они работают. Но рисковать своей жизнью и здоровьем не будут. А на мотоциклистов вообще управы нет. Ночью приезжают на вокзал и “бомбят” поезда. Парни решительные и могут дать отпор не только военизированной охране, но и полицейским. Как-то гаишники проводили рейд. Многие нарушители скрылись в барханах, а в песках “Жигули”­ бессильны. Одного поймали у станции без документов - он и не сопротивлялся. А через минуту мы поняли, почему. Толпа, человек 30, выбежала из дворов с вилами и дубинками. Нас окружили, чуть не побили - мы едва вырвались из Матая. Конечно, можно было бы стрелять - нападение налицо, и есть закон, разрешающий нам применять оружие. Но представь - я ранил преступника, бросившегося на меня с ножом. Тут же найдутся десятки свидетелей, которые напишут, что полицейские сами напали на толпу женщин, стариков и детей и угрожали беспомощным людям оружием. Кому поверят больше - нам или им?
- Так кому же поверят?
- Им. Хотя пытались навести порядок мы. Многие жители, особенно судимые, живут по своим законам - правосудие здесь никому не нужно…
 По словам таксиста (раньше он жил в Матае, но вовремя, как признался сам, образумился и переехал в Талдыкорган. - Т.К.), на Матае жизнь - ночная. Днем либо все на работе, либо отсыпаются, а вечером выходят на перрон.
Алматинская область
Продолжение сериала - в одном из следующих номеров.

Тохнияз КУЧУКОВ,
фото автора,
kuchukov@time.kz

Поделиться
Класснуть