7232

Методом втыка

Одно из самых моих любимых мест у Сергея Довлатова - это его диалог с издателем газеты “Новый американец”, в которой писатель работал в Нью-Йорке.
- Очень много средств на фотобумагу тратим, -  сказал издатель. - Нельзя ли печатать фотографии на обычном картоне?
- Как это? Там же должна быть специальная эмульсия.
- Да. Но попробовать-то можно!

Привел эту цитату вот к чему. В прошлом номере “толстушки” я выдвинул версию, что уровень демократии в Казахстане повышается путем создания искусственного дефицита прав и свобод и последующим их удовлетворением, порой значительно оттянутым по времени. И в доказательство привел принятие, а затем отмену через президентское вето драконовских поправок в законы о СМИ и НПО в 2005-м, а также нервную семимесячную буффонаду с запретом на эксплуатацию правого руля - в этом году (см. “…Вид лихой и придурковатый”, “Время” от 2.8.2007 г.).
После выхода колонки мне позвонил знающий человек. Он заметил, что я слишком переоцениваю интеллектуально-аналитический ресурс властей, приписывая им столь замысловатые многоходовые комбинации, и тем самым демонстрирую ограниченность ресурса собственного.
Способность к анализу последствий тех или иных политических шагов, продолжил мой собеседник, требует, по крайней мере, самостоятельных и независимых мозгов, а также умения отстаивать свою позицию перед начальством. Таковых, по его словам, на казахстанском Олимпе не осталось: там если что и умеют - так это смотреть в рот вышестоящему и вспоминать кредо Молчалина: “В мои года не должно сметь свое суждение иметь”.
И тут до меня доперло, что власть за неимением грамотных политтехнологов часто прибегает к методу тыка, целиком полагаясь на народную аналитику. Дескать, примем черновое решение, а там - посмотрим, что люди скажут и во что это выльется. Обычно аналитический тык начинается с эмпирического втыка - всему населению или его части.
Сверху запускают в качестве пробного шара, например, одержимого инновационными фантазиями   минист­ра культуры и информации Ермухамета ЕРТЫСБАЕВА с его проектом сноса “Казахфильма” и построения “Казвуда” в Талгаре. Придуманного им (а скорее, теми, кто за ним, - для получения золотой земли выше проспекта Аль-Фараби) вопреки запрету президента продавать национальную киностудию и мнению киношников. Пресса тут же - на дыбы. Эксперты калькулируют убытки и предрекают крах отечественного кино. Власть получает просчитанный прогноз и зависает в задумчивости.
Но иногда и тык не помогает. По старой привычке считая рядовых граждан дурнее себя и не потрудившись изучить Конституцию, чиновники затевают глобальную кампанию по изъятию земельных участков. Она оборачивается фактической экспроприацией и валом голодовок. Отказаться от диеты позволяют лишь попятные шаги в виде удаления из процесса сноса посредников между застройщиками и собственниками.
Та же тема, только в профиль - долевое строительст­во. Власти никак не отслеживали судьбу проданных участков, а в Астане и Алматы мошеннические строительные компании средь бела дня “кидали” дольщиков - и с деньгами, и с квартирами.
Короче говоря, народ казахстанский регулярно выступает в роли кризис-менеджера исполнительной власти. Причем не получает за науку начальствующим лицам ничего, кроме собственных приключений и проблем. И эти деловые отношения становятся все популярнее. Как говорится, не успеешь привыкнуть к беспределу - как тебе обещают еще более радужные перспективы.
За вашу и нашу свободу!
Поделиться
Класснуть